G - управление
Управление устойчивым развитием
Governance (управление) — система корпоративного управления, оценка деятельности руководства на основе ключевых показателей эффективности в увязке с долгосрочными целями и ESG-рисками. Факторами корпоративного управления являются отсутствие дискриминации, инклюзивность, прозрачность управления, независимость органов управления.
ПГУПС является унитарной некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти в сфере образования и науки.
Единственным учредителем и собственником имущества Университета является Российская Федерация (в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта).
Управление в Университете организовано с учетом публичных целей его деятельности, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности, а также вовлеченности работников и обучающихся в дела Университета.
1. ESG-стратегия
Основная стратегическая цель Университета до 2030 года — формирование драйвер-условий и придание импульса эволюции уникальной научно-образовательной экосистеме Университета, для обеспечения успешного и сбалансированного социально-экономического прогресса Российской Федерации при достижении национальных целей, а также для реализации мощнейшего исследовательского и академического потенциала в РФ и на мировом уровне.
Свою миссию Университет видит в поддержании высокого статуса научно-образовательного центра, обеспечивающего опережающее развитие и эффективную эксплуатацию транспортных систем и территорий страны, прежде всего ее Северо-Западных регионов.
В 2023 году ПГУПС запустил системную ESG-трансформацию, была разработана и утверждена Политика в области управления устойчивым развитием, закреплена ответственность за ESG-повестку на уровне органов управления.
С Политикой в области управления устойчивым развитием можно ознакомиться на сайте по ссылке.
ПГУПС продолжит активную работу по реализации ESG-стратегии и при разработке Программы развития Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I на 2024–2028 годы включит вопросы, направленные на устойчивое развитие в области совершенствования механизмов управления, бережливого отношения к используемым ресурсам, снижения углеродного следа, а также развития социальных и благотворительных инициатив.
2. Органы управления
Высшим органом управления в качестве учредителя является Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Агентство определяет цели деятельности Университета и принимает решения по ключевым вопросам, присущим компетенции высшего органа управления организации.
Коллегиальным органом управления выступает конференция работников и обучающихся. Общая численность делегатов конференции составляет более 450 человек. К компетенции данного органа относится избрание ученого совета, принятие коллективного договора и утверждение отчета о его исполнении и др.
Общее руководство университетом осуществляет выборный представительный орган — Ученый совет университета, возглавляемый ректором. К компетенции данного органа входит рассмотрение и принятие решений по вопросам образовательной, научно-исследовательской, информационно-аналитической и финансово-хозяйственной деятельности, а также по вопросам международного сотрудничества Университета.
Единоличный исполнительный орган управления — ректор, назначаемый Учредителем и осуществляет текущее руководство деятельностью Университета, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Учредителя и иных органов управления Университетом.
Ученые советы факультетов определяют текущее и перспективное планирование деятельности факультета, рассматривают программу развития факультета, координирует работу по совершенствованию учебной, учебно-методической, научной работы на факультете, проводит конкурс на отдельные должности из числа профессорско-преподавательского состава, рассматривает иные вопросы, связанные с деятельностью факультета.
Орган студенческого самоуправления — Совет обучающихся. Структура, созданная по инициативе обучающихся с целью их участия в решении вопросов управления университетом и в принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся.
Совещательным органом является постоянно действующий Попечительский совет Университета, созданный в целях содействия решения текущих и перспективных задач развития Университета.
Выявление и оценка новых рисков, в том числе внешних и внутренних риск-факторов, проводится Университетом на постоянной основе. Для определения рисков и возможностей, планирования действий по рассмотрению этих рисков руководители структурных подразделений создают экспертные группы, в состав которых входят представители заинтересованных сторон. При формировании состава экспертной группы в отношении каждого эксперта учитывается: профессиональный уровень, опыт научной или практической деятельности, наличие необходимых знаний в области функционирования процесса и др.
ПГУПС уделяет особое внимание вопросам управления рисками для обеспечения достижимости качественных и количественных показателей развития вуза в условиях действия неопределенностей и факторов негативного воздействия. К основным рискам в области устойчивого развития в университете относятся:
- риск нехватки квалифицированного персонала. Недостаточная квалификация работников вуза может оказать негативное влияние на результаты работы. Повышению конкурентоспособности Университета как работодателя способствует прозрачная и объективная процедура конкурсного избрания, позволяющая учесть все сильные стороны участников конкурса и направленная на комплектование штата Университета высококвалифицированными научно—педагогическими кадрами, которые соответствуют современным трендам академической и научной среды.
- риски потери деловой репутации. С целью снижения негативного влияния на всех уровнях управления необходимо поддерживать взаимодействие с заинтересованными сторонами, предоставлять объективную информацию об основных показателях деятельности, проводить работу внутри организации по соблюдению требований законодательства, соглашений, контрактов.
- риски снижения качества образования и потери конкурентоспособности. На систематической основе необходимо совершенствовать технологии и методы ведения образовательной деятельности: внедрять цифровые решения, обновлять лабораторную и исследовательскую базу, развивать системы онлайн и сетевого образования, открывать новые кафедры и образовательные программы.
Способность университета решать экологические, социальные и управленческие вопросы демонстрирует лидерство и надлежащее управление, которые так важны для устойчивого роста.
Модель и процессы управления рисками в ПГУПС с целью достижения целевых показателей устойчивого развития университета.
Идентификация риска | Вероятность возникновения риска O (от 1 до 5) | Степень влияния риска на цели, S (от 1 до 5) | Уровень риска, баллы R=OxS | Критерий допустимости риска | Управление и надзор за рисками |
Окружающая среда (Environmental) | |||||
Не подготовленность учебных корпусов, учебных баз к новому учебному году | 4 | 2 | 8 | приемлемый |
Регулярное проведение обследований объектов инфраструктуры для определения источников экономии ресурсов |
Несоответствие производственной среды санитарным нормам | 2 | 3 | 6 | приемлемый | |
Невыполнение договорных обязательств со стороны внешних поставщиков (исполнителей) | 2 | 3 | 6 | приемлемый | |
Общество (Social) | |||||
Риск нехватки квалифицированного персонала | 2 | 4 | 8 | незначительный |
Подготовка педагогических кадров на этапе обучения в аспирантуре; Проведение производственных стажировок ППС, в том числе зарубежных, повышение квалификации собственными силами центра дополнительного профессионального образования |
Снижение уровня удовлетворённости студентов качеством обучения | 2 | 4 | 8 | незначительный | Обновлять лабораторную и исследовательскую базу, развивать системы онлайн и сетевого образования, открывать новые кафедры и образовательные программы |
Недостаточность притока молодых исследователей | 3 | 3 | 9 | приемлемый |
Финансовая мотивация ППС Карьерный рост ППС |
Корпоративное управление (Governance) | |||||
Риски потери деловой репутации | 3 | 3 | 9 | незначительный | На всех уровнях управления необходимо поддерживать взаимодействие с заинтересованными сторонами, предоставлять объективную информацию об основных показателях деятельности |
Риски снижения качества образования и потери конкурентоспособности | 2 | 4 | 8 | незначительный | На систематической основе необходимо совершенствовать технологии и методы ведения образовательной деятельности: внедрять цифровые решения. |
Снижение уровня удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников | 2 | 5 | 10 | приемлемый | Взаимодействие с работодателями на уровне совместных проектов, получения обратной связи |
Снижение уровня удовлетворённости молодых специалистов (выпускников) качеством подготовки в университете | 2 | 5 | 10 | приемлемый | Регулярная модернизация учебно-лабораторной базы, инфраструктуры вуза |
Разработка и соблюдение стратегии, а также открытое информирование о выявленных рисках позволяет оперативно информировать заинтересованные стороны о наличии ряда обстоятельств, которые могут негативно отразиться на показателях деятельности университета. При этом руководство университета предпринимает необходимые действия для минимизации рисков по основным группам, в т. ч. сохранению качественного доступного образования для всех категорий граждан вне зависимости от их национального и гендерного признака.
Деятельность Университета в области устойчивого развития ориентирована на учет интересов всех заинтересованных сторон и создание долгосрочной ценности. Основываясь на текущих подходах и практиках Университет выделяет 6 групп заинтересованных сторон, которые являются значимыми:
1. Органы государственной власти.
ПГУПС взаимодействует с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации всех уровней.
Участие Минтранса России заключается в поддержке при реализации федеральных целевых программ, патронате и содействии развитию международного сотрудничества.
Участие Федерального агентства железнодорожного транспорта заключается в обеспечении нормативного финансирования подготовки студентов, установлении контрольных цифр приема, поддержке инициатив вуза по реализации инвестиционных проектов, организации взаимодействия с предприятиями отрасли.
Участие ОАО «РЖД» заключается в сохранении объемов целевого обучения, поддержке предлагаемых вузом конкурентоспособных программ подготовки специалистов с ВО и СПО, повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов, а также заказов на научно-исследовательские работы.
Участие Правительства Санкт-Петербурга заключается в установлении заказа на подготовку специалистов, привлечении вуза к участию в программах развития субъекта Российской Федерации, организации взаимодействия с различными организациями.
2. Работники и профсоюзная организация.
Наши работники играют ключевую роль в социальной политике университета. Университет активно взаимодействует с профкомом, который входит в состав одного из сильнейших профсоюзов страны — Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) по вопросам социальной поддержки и защите прав работников.
Обмен информацией между администрацией и работниками обеспечивается путем: собраний и конференций трудовых коллективов Университета, факультетов, кафедр, служб, институтов, управлений, отделов и других подразделений; приема по личным и служебным вопросам; деловой переписки (докладные записки, заявления, объяснительные и другое).
3. Партнеры и заказчики.
ПГУПС взаимодействуем c международными и российскими организациями транспортной отрасли, академическим и научным сообществом по вопросам выполнения НИОКР, исследовательских услуг, развития инфраструктуры и научно-исследовательской базы.
Работодатели участвуют в проектировании образовательных программ, разработке оценочных материалов, составлении учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин, организации проектной работы студентов, разработке и реализации программ учебных и преддипломной практик, формировании планируемых результатов их прохождения, разработке тем выпускных квалификационных работ.
Оценка квалификации выпускников, освоивших образовательные программы внешними экспертами проводится при их Государственной итоговой аттестации в форме защиты выпускных квалификационных работ. Представители работодателя принимают непосредственное участие в работе Государственной экзаменационной комиссии.
Работодатели постоянно дают положительные отзывы на выпускников, освоивших образовательные программы и трудоустроившихся в соответствии с освоенными профессиональными компетенциями и признают высокое качество и уровень подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов и требованиям рынка труда. Выпускные квалификационные работы находят практическое применение в профильных организациях, что подтверждается заявками на выполнение ВКР, справками или актами о внедрении результатов исследования.
4. Поставщики и подрядчики.
Университет взаимодействуем с организациями различных правовых форм и масштаба деятельности (крупные компании, субъекты МСП, индивидуальные предприниматели, НКО) в рамках своей закупочной деятельности. Университет открыт для сотрудничества и предоставляет равные конкурентные условия, осуществляя беспристрастный выбор поставщиков и подрядчиков через тендерные процедуры.
Процесс закупок осуществляется в соответствии с утвержденными ректором планами и зависит от источника финансирования закупки. Университет определяет и сообщает внешним поставщикам свои требования, относящиеся к поставляемым процессам, продукции и услугам; одобрению продукции и услуг; компетентности персонала, включая любые требуемые меры подтверждения квалификации; взаимодействию внешнего поставщика с Университетом; применяемым Университетом способам управления и мониторинга результатов деятельности внешнего поставщика.
5. Общество и СМИ.
Работники университета участвуют в работе общественных и профессиональных организаций и ассоциаций, принимают участие в качестве экспертов, активно сотрудничают и отвечают на запросы СМИ. Университет является организатором и партнером большого количества мероприятий, на которых происходит взаимодействие с обществом.
Обмен информацией осуществляется путем распространения информации через Пресс-службу Университета, её размещение на официальном сайте Университета, информационных стендах, в печатных изданиях Университета и иных наглядных информационных материалах; телефонной связи, деловой переписки (на официальном сайте Университета указаны телефоны для связи со всеми структурными подразделениями/филиалами, корпоративная электронная почта, а также адрес для отправки почтовой корреспонденции).
6. Абитуриенты, обучающие и иные заинтересованные лица.
Мы проводим активную работу с будущими студентами на всех уровнях. Для учащихся средних образовательных учреждений проводятся практические занятия в лабораториях, лекции в рамках проекта «Инженерные каникулы», спортивные турниры, конференции, дни открытых дверей и иные события. Руководство вуза на регулярной основе встречается с абитуриентами и обучающимися. Для получения информации от потребителей об их удовлетворенности используются социологический метод (анкетирование потребителей) с последующей статистической обработкой данных и сбор отзывов о качестве научно-исследовательской, издательской продукции.
Источниками информации для выявления потребностей заинтересованных сторон являются:
- законы Российской Федерации и иные законодательные акты, национальные, межгосударственные, международные стандарты и другая нормативная документация, руководящие документы Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Федерального агентства железнодорожного транспорта и других министерств и органов государственного управления;
- обратная связь от заинтересованных сторон (опросы, жалобы, претензии, рекламации, рекомендации, данные оценки удовлетворенности потребителей и т.д.);
- предписания, акты проверок контролирующих органов, отчеты по аудитам;
- и другое.
Вся деятельность Университета ориентирована на удовлетворение потребностей потребителей и иных заинтересованных сторон.
Данная задача реализуется путем:
- систематического доведения до персонала важности выполнения требований потребителей и требований законодательных и нормативных документов;
- определения Миссии, Политики и Целей в области качества; управления процессами;
- периодической оценки СМК с целью повышения её результативности;
- обеспечения необходимыми ресурсами для результативного функционирования СМК в том числе:
- компетентными кадрами;
- современным оборудованием;
- необходимым финансированием;
- соответствующими условиями труда работников.
Высшее руководство Университета обеспечивает:
- постоянное изучение предложений и требований потребителей как текущих, так и на перспективу;
- своевременную передачу требований потребителей и иных заинтересованных сторон работникам Университета для обеспечения выполнения данных требований, а также своевременное выполнение этих требований всеми работниками с целью повышения степени удовлетворенности потребителей.
При поступлении запросов потребителей и иных заинтересованных сторон, требующих внесения изменений в функциональные требования, проведение анализа осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Университет ведет регулярную деятельность, направленную на поддержание непрерывных улучшений, необходимых для выполнения требований потребителей и повышения их удовлетворенности услугами и продуктами, которые им поставляются.
Сотрудничество в научном направлении
Основными партнерами в научной деятельности университета традиционно являются ОАО «РЖД», ГУП «Петербургский метрополитен» и другие крупнейшие проектные, строительные и эксплуатационные предприятия как Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так и других регионов, такие как:
- ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО»;
- АО «НИИАС»;
- ПАО «Газпром нефть»;
- ГУП «Водоканал СПб»;
- АО «Апатит»;
- ПАО «ГМК «Норильский никель»;
- ГУП «Московский метрополитен»;
- ООО «Промышленная группа «Фосфорит»;
- АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;
- АО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» и другие.
26-28 октября 2022 года проходила VIII Международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте» (ТЭБТРАНС-2022). На полях конференции много внимания было уделено обсуждению наилучших доступных технологий, основных трендов в развитии охраны труда, экологической и промышленной безопасности на предстоящий период — развитие культуры безопасности; развитию системы превентивного управления рисками; цифровизации охраны труда; инвестициям в комплексные программы сохранения здоровья и ментального благополучия сотрудников, для создания благоприятных условий устойчивого развития компаний.
24 ноября 2022 года прошла Национальная научно-практическая конференция «Современная экономика: глобальные тренды и приоритеты устойчивого развития». На секциях конференции обсуждались актуальные вопросы теории и практики: Интеграция принципов устойчивого развития в теорию и практику управления экономикой, Управление рисками как фактор устойчивого отраслевого развития.
Сотрудничество с зарубежными партнерами
В ПГУПС имеется 88 действующих международных договоров и соглашений с зарубежными организациями. В 2022 году заключены международные соглашения с вузами Белоруссии (Государственное учреждение образования «Институт бизнеса Белорусского государственного университета»), Китая (Хэнаньский институт науки и технологии) и Узбекистана (Ташкентский государственный экономический университет), а также 11 сетевых договоров с зарубежными вузами.
В 2022 году между Университетом и двумя зарубежными университетами (Ташкентским государственным экономическим университетом (ТГЭУ) и Ташкентским государственным транспортным университетом (ТГТУ)) впервые реализуются образовательные программы в сетевой форме.
Сетевая программа с Ташкентским государственным экономическим университетом: 38.03.01 Экономика. Программа бакалавриата «Финансовый инжиниринг». Данная программа предусматривает курсы, направленные на изучение инструментов «зеленого финансирования» для инвестиционных проектов.
Сетевые программы с Ташкентским государственным транспортным университетом: 08.04.01 Строительство. Программа магистратуры «Водоснабжение и водоотведение на предприятиях транспорта и в системах ЖКХ»; 08.04.01 Строительство. Программа магистратуры «Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Инфраструктура, экономика, экология»; 38.04.01 Экономика. Программа магистратуры «Корпоративные финансы и оценка бизнеса»; 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника. Программа магистратуры «Высокоскоростной наземный транспорт»; 38.04.02 Менеджмент. Программа магистратуры «Логистика»; 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника. Программа магистратуры «Электрический транспорт». Программы инженерного профиля научат будущих специалистов развивать качественную, надежную, устойчивую транспортную инфраструктуру.
Сотрудничество по развитию материально-технической базы
В рамках Программы взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта до 2025 года ведется работа по развитию инфраструктуры и научного потенциала ПГУПС, совершенствованию образовательного процесса и развитию руководителей и профессорско-преподавательского состава.
На кафедре «Железнодорожный путь» завершились монтажные работы учебного путейского класса.
В аудитории 1-305 Университета специалистами ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» выполнен монтаж оборудования процедурного тренажерного комплекса для подготовки специалистов в области тягового подвижного состава.
Оснащение отраслевых вузов современным оборудованием, тренажёрами и программным обеспечением, а также в разработка единых стандартов оснащения лабораторий выпускающих кафедр позволит будущим специалистам реализовать амбициозные задачи по модернизации инфраструктуры, созданию интеллектуальных транспортных систем.
Встреча с руководителями железной дороги — важная часть образовательного процесса
В рамках реализации целевого трека молодежной политики Программы «Приоритет-2030» — «Формирование системы профессиональной ориентации молодежи» и выполнения дорожной карты образовательного проекта Федеральной инновационной площадки «Школа инженерного предпринимательства» организуются встречи руководителей крупных предприятий со студентами, на которых будущие инженеры «из первых уст» узнают о том, какие тенденции сейчас актуальны в сфере инженерных инноваций и какие направления исследований будут востребованы в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Лекции руководителей предприятий ОАО «РЖД» стали традицией и всегда с большим интересом воспринимаются будущими железнодорожниками.
В конце таких лекций слушатели получают возможность задать вопросы. Они интересуются направлениями молодежной политики; подробностями трудоустройства и льготами, которые предоставляются сотрудникам железной дороги и студентам на практике; какие профессии наиболее востребованы на магистрали.
Приоритетная задача университета — подготовить специалиста высокого уровня, чтобы ее выполнить успешно, необходимы объединенные усилия университета и работодателя. Совместные мероприятия, диалоги на равных, открытые лекции, вовлечение сотрудников ОАО «РЖД» в студенческую жизнь — важная часть практикоориентированного подхода к образованию.