Международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте» (ТЭБТРАНС)
23-25 октября 2024 года в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I при поддержке ОАО «Российские железные дороги» проходила IX Международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте» (ТЭБТРАНС-2024).
В 2024 году конференция проводилась в рамках реализации Программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» на 2021-2030 годы «Приоритет 2030». В этом году конференция посвящена 75-летию кафедры «Техносферная и экологическая безопасность». В честь юбилея кафедры Тамиле Семёновне Титовой был передан поздравительный адрес от ОАО «РЖД» и Комитета по науке и высшей школе.
Среди участников в этом году представители органов исполнительной власти, надзорных органов в сфере труда и железнодорожного транспорта, научно-исследовательских институтов, преподаватели высших учебных заведений.
Ответы на ключевой вопрос конференции — как уберечь человека от вредного влияния производственной среды и, при непрерывных индустриализации и развитии промышленности, снизить урон, наносимый природе — участники представили на пяти тематических круглых столах. Они были посвящены низкоуглеродным концепциям развития крупных компаний, культуре безопасности, подготовке и переподготовке персонала, методам прогнозирования и ликвидации загрязнения воды и результатам исследований молодых учёных, аспирантов и студентов профильных вузов.
Так, первый заместитель начальника Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД» Василий Семеновых в своём докладе отметил, что компания значительно увеличила инвестиции в охрану труда и благополучие сотрудников. Если 20 лет назад на мероприятия по ОТ в год холдинг тратил 6,2 млрд рублей, то за девять месяцев 2024-го — 23 млрд. Также в 2004-м на производственную безопасность каждого работника было выделено по 5,3 тыс. рублей, а теперь — 55 тыс. рублей — и это не за весь год целиком, а с января по сентябрь.
О том, как современные методы и решения — укладка противоскользящих настилов, прогрессивные средства для оповещения пешеходов о приближающемся поезде — помогают снизить непроизводственный травматизм на Октябрьской рассказал главный инженер ОЖД Виктор Иванович Иванов.
Работа в секциях велась по нескольким направлениям, одно из которых — подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области техносферной и экологической безопасности. Напомним, что ТЭБТРАНС этого года посвящён 75-летию кафедры «Техносферная и экологическая безопасность». За время своего существования кафедра развивалась, менялись акценты в её деятельности, открывались новые направления, вызванные требованиями времени. Так, в прошлом учебном году на её базе была создана лаборатория «Анализ и оценка влияния человеческого фактора на безопасность промышленных объектов и транспортной инфраструктуры». Лучшие студенты стажируются на передовых предприятиях ОАО «РЖД» и в других отраслях, получают гранты на образование.
Молодёжь участвует в научно-исследовательской деятельности кафедры. Результаты докладываются в рамках Недели науки в ПГУПС, а наиболее интересные работы печатаются в университетском сборнике. Преподаватели, научные сотрудники и аспиранты кафедры активно участвуют в работе различных международных конференций и выставок.
Выпускники кафедры находят себе широкое применение: транспортная и другие различные области промышленности, правовые и административные органы, разработка и производство средств коллективной и индивидуальной защиты, а также организации, занимающиеся сохранением природных ресурсов.
Многие темы, озвученные на круглых столах, вызывали неподдельный человеческий интерес, ведь они касаются всех, кто путешествует по железной дороге. Так, заместитель генерального директора — главный инженер АО «ФПК» Михаил Геннадьевич Поярков рассказал об экипировке водой пассажирских вагонов и утилизации стоков. Вы, например, знали, что сейчас более 85% вагонов ФПК оборудованы экологически чистыми туалетными комплексами? Эту тему дополнил технический директор ООО «Торговый дом «Пилор» Александр Юрьевич Мастерских — он представил доклад о водосбережении в вакуумном туалетном комплексе для подвижного состава.
Традиционно в рамках ТЭБТРАНСа проводится выставка в Дубовом зале, где представлены специальная одежда для представителей массовых железнодорожных профессий, обувь с подогревом и комплекс для корректного определения размера стопы, средства для защиты от насекомых, холода и ультрафиолетового излучения, вакуумные туалетные системы, респираторы и средства для дезинфекции, в разработке которых ПГУПС принимал участие.
IX международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте» завершила свою работу. Надеемся, что в 2026 году X юбилейная конференция вновь объединит железнодорожников, учёных, представителей власти и бизнеса.