Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

История кафедры

Создание и становление кафедры

Корни путейской специальности, самой первой, с которой начинается железная дорога, уходят к моменту основания Института корпуса инженеров путей сообщения. Институт на протяжении 111 лет не имел факультетов и кафедр. Таким образом, к моменту основания кафедры, как самостоятельного подразделения в 1923 году в Институте уже был накоплен огромный опыт знаний в области пути и путевого хозяйства.

Кафедра «Путь и путевое хозяйство» является одной из старейших выпускающих кафедр Университета и, как самостоятельное подразделение, была создана на факультете «Сухопутных путей сообщения» для преподавания курса «Устройство и содержание железнодорожного пути». Первым заведующим кафедрой был С.Д. Карейша.

В период с 1926 по 1948 год ею руководил И.Я. Манос. В 30-е годы XX века на кафедре было организовано дипломное проектирование по реальной тематике. Все темы и исходные материалы для дипломных проектов брались непосредственно в организациях Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), а защита дипломных проектов стала происходить, в основном, на производстве, куда выезжала Государственная квалификационная комиссия. Выпускники кафедры разрабатывали дипломные проекты на темы, связанные с комплексным проектированием новой железнодорожной линии, переустройством существующей железнодорожной линией или железнодорожного узла по реальным исходным данным.

Основные направления научно-исследовательских разработок сотрудников кафедры в то время были посвящены вопросам снегозащиты на железных дорогах от сильных метелевых заносов. В частности, основополагающий труд «Наставление по борьбе со снежными заносами» был одобрен Народным комиссариатом путей сообщения и стал исчерпывающим руководством для линейных работников железных дорог.

В 1935 году при кафедре было образовано Бюро пути. Им руководил доцент В.И. Полторацкий, а его сотрудниками были А.Д. Третьяков, А.А. Петрукович и другие учёные кафедры. Основными направлениями исследований являлись разработки норм проектирования и допусков содержания стрелочных переводов марок 1/9 и 1/11.

Кафедра в годы Великой отечественной войны и в послевоенный период

В период Великой Отечественной войны сотрудники кафедры под руководством И.Я. Маноса помогали восстанавливать путевое хозяйство железных дорог. Студенты и преподаватели в блокадном Ленинграде принимали активное участие в проектировании и строительстве оборонительных сооружений, в сохранении зданий и имущества ЛИИЖТа от артиллерийских обстрелов и бомбёжек. Учёные кафедры предложили оригинальный проект «рельсового бинта» для быстрого восстановления железнодорожного пути.

Послевоенный учебный процесс кафедры был несколько видоизменён из-за востребованности скорейшего восстановления разрушенных железных дорог с учётом появления новых машин и механизмов. В это время стране требовалось большое число квалифицированных специалистов для этих работ.

На стыке 40-ых и 50-ых годов XX века на кафедре появились первые аспиранты и соискатели, среди которых были А.В. Чернуха (защита диссертации в 1950 г.) и М.П. Смирнов (защита — в 1952 г.).

Кафедра в 50-е — 80-е годы XX века

Коллектив кафедры, возглавляемый профессором С.В. Амелиным, с самого начала его прихода на пост заведующего в 1951 году, стал решать вопросы научных основ ведения стрелочного хозяйства. Бюро пути совместно с Октябрьской железной дорогой работали над созданием современных стрелочных переводов.

С 1952 г. по инициативе профессора С.В. Амелина стали проводится ежегодные научно-технические конференции сотрудников кафедры совместно со специалистами и руководителями Октябрьской железной дороги. Здесь ученые и практики «сверяли часы» по актуальным вопросам железнодорожного пути и путевого хозяйства.

В 1954 году кафедра получила современное название «Железнодорожный путь», а в 1957 году была основана учебная лаборатория кафедры. В 1965 году по приказу Министерства путей сообщения была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория стрелочного хозяйства, которая стала ведущей среди транспортных вузов страны. На протяжении многих лет коллектив лаборатории успешно создавал, испытывал и внедрял в практику новые конструкции стрелочных переводов.

В 60-ые годы XX века ежегодно кафедра выпускала более пятидесяти молодых специалистов. Защита дипломных проектов традиционно проходила на производстве: в Управлении Октябрьской железной дороги и в дистанциях пути. Производственная и преддипломная практика студентов проводились в различных путевых предприятиях на железных дорогах страны. Студенты кафедры работали в студенческих строительных отрядах и принимали активное участие в деятельности научно-исследовательских групп, которыми руководили преподаватели кафедры.

Космодром Байконур

Научно-исследовательское бюро пути кафедры выполнило очень важную работу по созданию конструкций специальных рельсовых путей и разработку системы их мониторинга на космодроме Байконур. Эти рельсовые пути до сих пор выдерживают нагрузки до 300 тонн на одно колесо.

В 1972 году коллектив кафедры был награжден памятной медалью Академии наук СССР в ознаменование первого в мире выхода человека в открытый космос, которая хранится в музее Университета. В 1988 году после успешного запуска системы «Энергия-Буран» от главного конструктора космодрома Байконур в адрес ЛИИЖТа поступила правительственная телеграмма с объявлением благодарности коллективу кафедры.

Кафедра на рубеже веков

В период с 2000 по 2020 годы под руководством заведующей Л.С. Блажко кафедра вошла в новый этап развития.

В это время на кафедре активно ведётся научно-исследовательская работа как по традиционным направлениям, связанным с проектированием конструкций пути для повышенных осевых нагрузок и конструкций современных стрелочных переводов, так и по новым. Разработки учёных кафедры направлены на применение современных геосентетических материалов в конструкции железнодорожного пути, совершенствованию технологий текущего обслуживания и ремонтов железнодорожного пути, вопросам управления надёжностью конструкции железнодорожного пути, вопросам расчётов конструкции железнодорожного пути для высокоскоростного движения поездов.

Кафедра является разработчиком нормативных документов, в том числе межгосударственных стандартов для железнодорожной отрасли и ведомственных документов ОАО «РЖД».

Защиты дипломных проектов лучших выпускников вновь стали проводиться на выездных заседаниях Государственной экзаменационной комиссии в Службе пути Октябрьской железной дороги. В состав ГЭК включены крупные руководители отрасли и учёные кафедры.

С 2000 года в начале декабря на кафедре проводятся ежегодные «Декабрьские лекции», посвящённые дню основания Университета. Лекции читают видные руководители отрасли — выпускники кафедры. Традиционным участником Декабрьских лекций является выпускник кафедры 1973 года, доктор Дитер Хартлебен, управляющий Берлинским филиалом фирмы по мобильной обработке рельсов в пути.

В этот период возобновлена и славная традиция по проведению научно-технических конференций. Международная научно-технических конференция «Путь XXI века» каждые два года объединяет учёных железнодорожных вузов и специалистов отрасли для обсуждения важных вопросов путевого хозяйства.

Кафедра «Железнодорожный путь» сегодня

В настоящее время кафедра «Железнодорожный путь» продолжает вести активную научную и педагогическую деятельность. Ежегодно кафедра выпускает более ста молодых инженеров путей сообщения по специальности «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» по специализации «Управление техническим состоянием железнодорожного пути», которые приходят на работу в подразделения региональных дирекций инфраструктуры, дирекций по контролю и диагностике пути, дирекций по ремонту пути ОАО «РЖД».

Учебная лаборатория кафедры оборудована современными инструментами для текущего обслуживания, диагностики и мониторинга пути, которые используются в учебном процессе. На учебном полигоне, построенном на территории Учебной геодезической базы в Лужском районе Ленинградской области в 2021 году пройдут первые занятия по производственной практике студентов.

Научно-исследовательские работы выполняются по традиционным для кафедры темам. Учёные кафедры публикуют результаты своих исследований в ведущих отраслевых изданиях. Разрабатываются актуальные учебно-методические пособия для обеспечения учебного процесса. Сотрудники кафедры активно повышают свою квалификацию. За последние три года сотрудниками кафедры защищена докторская и кандидатская диссертации.

Среди выдающихся учёных кафедры необходимо отметить С.Д. Карейшу, И.Я. Маноса, А.Д. Третьякова, С.В. Амелина, Г.Е. Андреева, К.Н. Дьякова, М.П. Смирнова, В.Ф. Яковлева, Л.С. Блажко.

С 2021 года кафедру возглавляет доцент А.В. Романов.