Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Петербургская Ласточка

Для перевозки участников и гостей XXII зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году требовалось множество электропоездов — а значит, и помощников машиниста. Дмитрий Пегов, в годы учебы в вузе участник студенческого отряда «Ладога», а ныне заместитель генерального директора ОАО «РЖД», предложил создать особый студенческий отряд.

Студенческий отряд «Ладога» был создан в далеком 1986 году на кафедре «Электрическая тяга» Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС, тогда — ЛИИЖТ), чтобы студенты параллельно с учебой могли освоить профессию на практике. Это и теперь единственный в России круглогодичный студенческий отряд помощников машиниста.

В 2013-м, на базе «Ладоги» было решено организовать студенческий отряд «Петербургская ласточка», чтобы помочь обеспечить пассажирские перевозки скоростными поездами «Ласточка» во время зимних Игр-2014. Так было налажено бесперебойное курсирование поездов из Сочи в Адлер и Красную Поляну.

Участники отряда были отмечены благодарностями министра транспорта Максима Соколова, губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко и памятными медалями президента России Владимира Путина.

Для многих студентов «Петербургская ласточка» стала отправной точкой в выборе жизненного пути. Так, Ильдар Шакиров, Евгений Добряков, Артем Зайцев, Евгений Иршонков, Сергей Парыгин, Марат Ахметов стали машинистами высокоскоростных поездов «Сапсан».

22 марта 2024 года в Южной дирекции скоростного сообщения на территории Олимпийского парка в Сочи состоялись торжественные мероприятия, посвященные 10-летию легендарного студенческого отряда. На праздник приехали участники тех масштабных событий со всех уголков России, представляющие самые разные Дирекции и структуры ОАО «РЖД».

Начальник Дирекции скоростного сообщения А.Ю. Петров передал поздравление от главного генератора идей тех событий Дмитрия Владимировича Пегова и отметил, что те новшества и наработки, которые были обкатаны на Олимпиаде, сейчас с успехом применяются на МЦК и МЦД в Москве.

Доцент кафедры «Электрическая тяга» ПГУПС Анатолий Александрович Володин напомнил, как на кафедре шел процесс набора в отряд, ведь нужно было подготовить 100 человек и о трудностях и курьезах, которые это сопровождали. И как ребята с честью выполнили поставленные перед ними задачи. Тёплыми воспоминаниями о днях подготовки и работе на Олимпиаде поделились командир отряда Алексей Тарасов и заместитель командира Павел Коховец. Рассказы сопровождались трансляцией фотоматериалов тех знаменательных событий.

Для гостей мероприятия был проведен небольшой концерт силами самодеятельных творческих коллективов ДК Железнодорожников станции Краснодар и работников Южной дирекции скоростного сообщения.

По завершении праздничного мероприятия состоялось памятное фотографирование со знаменем отряда, которое бережно сохранил командир "Петербургской Ласточки.

Дмитрий Пегов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»:

Одним из перевозчиков гостей и участников Олимпиады стало ОАО «РЖД». Сдвоенный состав электропоезда «Ласточка» обслуживала локомотивная бригада: машинист и два помощника машиниста, один из которых был участником студенческого отряда «Петербургская ласточка». В преддверии Олимпиады-2014 при ПГУПС был создан отряд из студентов 2–5 курсов разных факультетов. В основном это были ребята, которые уже работали в студенческом отряде «Ладога». Они прошли переподготовку, чтобы стать помощниками машиниста электропоезда «Ласточка». И надо было видеть, с каким энтузиазмом они включились в работу! Дом отдыха локомотивных бригад в Имеретинской низменности ребята ласково называли «Ласточкино гнездо». Это великое чудо, Олимпиада, стала для тогдашних мальчишек отличной школой — многие из них сейчас работают на высоких должностях на благо российских железных дорог. Хочется отметить вклад в этот грандиозный проект его кураторов: от ПГУПС — С.А. Осипова, А.А. Володина, В.О. Иващенко, А.Н. Сычугова, от РЖД — Е.А. Тимофеева, А.Н. Позднякова, М.А. Комулайнена. Особую лепту в трудовые успехи отряда «Петербургская ласточка» внес его командир Алексей Тарасов.

Александр Григорьев, заместитель генерального директора по развитию АО «СЗППК»:

Время, проведенное в 2014 году в Сочи, — одно из моих самых ярких воспоминаний об учебе в университете. Оглядываясь назад, понимаешь, как тебе повезло. Ты молод и амбициозен, можешь принять участие в организации мероприятия мирового масштаба, тебе предоставлена возможность работать на скоростном электропоезде «Ласточка», который на тот момент все видели разве что в новостях, и наконец — ты со своими университетскими друзьями едешь в Сочи! Мы были штатными сотрудниками ОАО «РЖД», получающими зарплату, но, конечно, для большинства из нас дело было не в деньгах, а в чувстве личной ответственности и сопричастности к происходящему. И за этот опыт, который стал отправной точкой в профессиональном развитии, я всегда буду благодарен руководству ОАО «РЖД» и университету.

Алексей Тарасов, ведущий технолог сектора эксплуатации подвижного состава Московской дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД»:

В отряд, сформированный на базе электромеханического факультета ПГУПС, альма-матер многих руководителей и сотрудников ОАО «РЖД», вошли 70 помощников машиниста электропоезда «ласточка» и 30 экипировщиков подвижного состава. будучи студентом 5 курса и командиром студенческого отряда, я должен был отобрать в него лучших студентов, чтобы обеспечить бесперебойную работу транспортного проекта международного уровня. Получить опыт организации работы коллектива из 100 человек пятикурснику было бы просто невозможно, если бы не такой студенческий отряд. Начав свой путь в компании экипировщиком подвижного состава северо-Западной дирекции скоростного сообщения, я осуществил свою мечту — стал машинистом «ласточки» на Московском центральном кольце. а полученный опыт мне очень пригодился, когда спустя пять лет меня назначили начальником резерва локомотивных бригад Московской дирекции скоростного сообщения со штатом из 246 человек.

Станислав Теличенко, старший преподаватель кафедры «Электрическая тяга» ПГУПС:

Запомнившиеся на долгие годы дни, когда проходила Олимпиада в сочи, для меня, как и для каждого из нас, стали ярким событием в жизни. бесценный опыт взаимодействия между людьми при организации масштабных мероприятий, а также работы в составе локомотивной бригады помогает мне и сейчас и, я уверен, будет незаменим в будущем. Работа в студенческих отрядах, тем более участие в событиях такого масштаба, задает студентам правильный вектор в построении карьеры. Практическая подготовка и компетенции, которые подкрепляются знаниями, полученными в вузе, востребованы потенциальными работодателями, и крупнейший из них — ОАО «РЖД».

Ильдар Шакиров, машинист «Сапсана»:

Для меня «Петербургская ласточка» — это участие в таком событии, которое, возможно, случается раз в жизни. Это огромное количество знакомств. Это работа, корпоративное обучение и опыт в одной из крупнейших компаний России с перспективой карьерного роста. Возможность после окончания учебы управлять поездами, которым нет аналогов в России. Я стал машинистом в третьем поколении и продолжаю трудовую династию железнодорожников — от управления паровозом до «Сапсана» со скоростью 250 км/ч.