История кафедры
Начало электротехническому образованию российских инженеров путей сообщения было положено в 1887 году, когда профессор Петербургского института путей сообщения Генрих Карлович Мерчинг начал читать курс электротехники, включавший разделы по телеграфной связи и электрическим железным дорогам. Из его учеников наибольшую известность получили Г.О. Графтио и Г.Д. Дубелир.
Стоявшие у истоков
Автором первых публикаций по электрической тяге на русском языке стал Генрих Осипович Графтио. В начале XX века он был главным инженером строительства петербургского электрического трамвая, который вступил в строй в 1907 году. Внимание Графтио привлекла проблема снабжения Санкт-Петербурга электроэнергией — с 1921 по 1938-й он работает начальником строительства Волховской и Нижне-Свирской гидроэлектростанций, которые до сих пор бесперебойно обеспечивают город электроэнергией. В 1932 году Академия наук СССР избирает его действительным членом. После окончания строительства Нижне-Свирской ГЭС Графтио назначается главным инспектором по гидроэнергетике Наркомата, а затем Министерства электростанций СССР.
Григорий Дмитриевич Дубелир был одним из руководителей строительства первой в Российской империи электрифицированной железной дороги, связавшей польский город Лодзь с его пригородами Згержем и Пабьянице в 1902 году. В то время электрическая тяга применялась лишь на отдельных участках небольшой протяженности в США и Швейцарии. С 1920 года Дубелир совместно с Графтио работает в Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) и в Научно-техническом комитете НКПС (Народного комиссариата путей сообщения).
Этапы большого пути
В 1932-м в ЛИИЖТе (Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, ныне — ПГУПС) был организован электромеханический факультет, в состав которого вошли кафедры «Основы электрической тяги» (завкафедрой А.Б. Лебедев) и «Электрический подвижной состав» (завкафедрой В.А. Шевалин).
Еще в 1915 году Алексей Борисович Лебедев обосновал целесообразность электрификации магистральных железных дорог России на постоянном токе напряжением 3000 В. Предложенная им система была реализована на Сурамском перевале Закавказской железной
дороги, где движение электровозов началось в 1932-м, и это позволило нашей стране опередить в данном отношении Францию, Англию и ряд других государств. Продолжая исследование систем электрической тяги, в 1939-м Лебедев поставил задачу применения на железных дорогах СССР системы электрической тяги переменного тока 25 кВ 50 Гц, которая была реализована в 1956-м.
Вадим Александрович Шевалин создал в ЛИИЖТе лабораторию электрической тяги, где были размещены стенды с тяговыми двигателями электровозов, моторных вагонов и трамваев, линейный генератор на 3 кВ, кабельный ввод на 600 В от трамвайной контактной сети. Сейчас эта лаборатория, ставшая центром учебной и научной работы кафедры, носит имя профессора В.А. Шевалина.
В 1932 году Шевалин пригласил на преподавательскую работу в ЛИИЖТ Николая Николаевича Сидорова. В 1934 году Н.Н. Сидоров опубликовал монографию «Испытания тяговых электродвигателей», а в 1936–1937 годах экспериментально показал возможность работы тягового электродвигателя постоянного тока ДПЭ-340 от однофазного выпрямителя при фазовом регулировании. Полученные результаты были использованы на первом отечественном электровозе переменного тока ОР22.
В 1941 году эти две кафедры были объединены в одну — «Электрическая тяга», и возглавил ее Н. Н. Сидоров. В годы его руководства кафедрой укрепились связи с железными дорогами, Новочеркасским и Тбилисским электровозостроительными, Рижским электромашиностроительным и Таллинским электротехническим заводами.
В 1974-м Сидоров передал руководство кафедрой своему ученику Алексею Владимировичу Плаксу. Результаты защищенной в 1975 году А.В. Плаксом докторской диссертации были внедрены на метрополитенах Ленинграда и Будапешта, впоследствии ему было присвоено звание заслуженного работника транспорта РФ, он был избран действительным членом Российской академии транспорта.
Организованная в 1978 году в составе кафедры отраслевая научно-исследовательская лаборатория технической диагностики электропоездов, разместившаяся в Рижском филиале ЛИИЖТа, разработала приборы для диагностики тиристоров и электронной аппаратуры электропоездов ЭР2И, ЭР12, ЭР29, ЭР31 и вагонов метро серии 81-717, которые были внедрены на железных дорогах СССР и Югославии, Ленинградском метрополитене.
В 1999 году кафедру возглавил заслуженный изобретатель РФ, доктор технических наук, профессор, действительный член Академии электротехнических наук Александр Сергеевич Мазнёв, подготовивший свыше 300 публикаций и получивший более 150 авторских свидетельств и патентов на изобретения, значительная часть которых использована на железных дорогах, Петербургском метрополитене и в промышленности.
С 2010 года кафедрой руководит профессор, доктор технических наук Андрей Михайлович Евстафьев, член-корреспондент Академии электротехнических наук.
Студенческие отряды
Уже 37 лет успешно работает организованный при кафедре круглогодичный студенческий отряд помощников машинистов «Ладога», давно ставший узнаваемым брендом. Студенты помогают кадровым работникам депо ТЧ20 обеспечивать пригородные перевозки на Санкт-Петербургском железнодорожном узле. В 2013 году на базе отряда «Ладога» был организован отряд «Петербургская Ласточка», работавший на поездах, которые доставляли спортсменов и туристов из Сочи в Адлер и Красную Поляну во время зимней Олимпиады-2014 в Сочи.
21 мая 2021 года в Музее железных дорог России состоялось торжественное мероприятие, посвященное 35-летию студенческого отряда «Ладога». На перроне Балтийского вокзала заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов торжественно ввел в эксплуатацию именной электропоезд «Ладога» ЭД4М-0381, в головных вагонах которого размещена фотовыставка, посвященная юбилею отряда.
День сегодняшний
В состав кафедры входят специализированные мультимедийные классы и учебные лаборатории. Студенты изучают электрооборудование подвижного состава, автоматические системы управления, техническую диагностику электрических цепей и механической части электровозов и высокоскоростных поездов, энергосберегающие технологии на транспорте. Дипломные проекты выполняются по заказам Октябрьской, Северной, Горьковской железных дорог, Петербургского метрополитена, промышленных предприятий, которые, в свою очередь, способствуют модернизации учебных лабораторий кафедры.
Кафедра «Электрическая тяга» сотрудничает с локомотивными депо железных дорог, предприятиями, выпускающими электрический подвижной состав, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими институтами, разрабатывающими новые виды электровозов и электропоездов.