Транспорт будущего
В рамках направления, обучающиеся инженерных специальностей, магистранты и аспиранты при выполнении дипломных проектов учувствуют в проектировании транспортно-логистических объектов, принимают инфраструктурные решения, планируют устойчивое развитие транспортных компаний, предлагают опережающие транспортные технологии и продукты, что подтверждается патентами, актами о внедрении дипломных проектов и диссертаций, наградами с международных, всероссийских и региональных конкурсов.
Развиваемые компетенции обучающихся в рамках направления:
- разработка и сопровождение реализации новых транспортных продуктов, обеспечивающих конкурентное преимущество в процессе непрерывного инновационного развития экономики.
- проектирование транспортно-логистических объектов, инфраструктурные решения, планирование устойчивого развития транспортных компаний, опережающие транспортные технологии и продукты.
В 2012 – 2016 гг. в области научных исследований Университетом был выполнен важный комплекс работ, имеющих определяющее значение для развития новых технологий на железнодорожном транспорте в рамках направления «Транспорт будущего». Помимо своего основного назначения, эти разработки легли в основу создания нового комплекта учебно-методических материалов для подготовки бакалавров, специалистов и магистров в областях, связанных с высокоскоростным железнодорожным движением. ПГУПС при поддержке ряда организаций был создан научно-образовательный кластер «Российский Маглев», председателем Совета которого является проф., д.э.н. Зайцев А.А., руководитель НОЦ инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПСа. Основная задача кластера – разработка и создание в России нового вида транспорта – магнитолевитационного. Разработки и научные достижения сотрудников НОЦ и проф. Зайцева А.А. встроены в модули дисциплин при подготовке инженеров.
В НОЦ в период с 2017 – 2021 гг. было проведено более 20 научно-технических работ, основные из которых:
- Научный проект организации и проведения восьми Международных научных конференций «Магнитолевитационные транспортные системы и технологии» (МТСТ’17).
- Методологическое сопровождение принятия технологических решений в рамках инвестиционных проектов ОАО «РЖД» «Развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла».
- Разработка целевой модели функционирования рынка пассажирских перевозок на полигоне обслуживания АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» на период до 2030 г.
В рамках направления «Транспорт будущего» преподавателями ШИП при участии студентов и аспирантов разработана полезная модель «Разработка методики по оценке назначенного срока службы и назначенного ресурса цельнокатаных колес, определение указанных показателей для номенклатуры колесопрокатной продукции АО «ВМЗ», которая внедрена в практическую деятельность АО «ВМЗ» и взята в основу при разработке курса «Надежность механических систем» по специальности 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства».
В рамках проекта ШИП «Диплом как стартап» дипломный проект студента Борисова Павла Владимировича «Повышение энергетической эффективности предприятия за счет рациональных методов потребления топливно-энергетических ресурсов» 2019 г. был внедрён в практическую деятельность Северной дирекцией тяги в 2019 г. Его наработки также используются в курсе «Проблемы энерго- и ресурсосбережения в теплоэнергетике» для магистров направления 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника».
Разработки научно-образовательного инженерного кластера «Российский Маглев», созданного на базе ПГУПС, служат теоретической основой для многих инновационных курсов дисциплин для железнодорожных специальностей.