Учебные лаборатории
Усвоение студентами учебной программы, овладение современной техникой СЖАТ, развитие навыков будущей практической работы на производстве невозможно без современной, продуманной и специально подготовленной лабораторной базы.
С первых лет становления кафедры основополагающим принципом формирования лабораторной базы является предоставление студенту возможности «живьем» ознакомиться с образцами устройств СЦБ, находящимися в эксплуатации на железных дорогах России, визуально наблюдать процессы, происходящие в них, производить необходимые измерения.
Учебные лаборатории и их оснащение постоянно изменяются вслед за изменениями, происходящими в связи с развитием СЖАТ. Начиная с 1930 г. — года основания кафедры прошло несколько волн переоснащения хозяйства СЦБ аппаратурой. Вначале это был переход от электрожезловой системы интервального регулирования движения поездов к автоблокировке (АБ) и от механических и электрозащелочных систем централизации к электрической централизации (ЭЦ). Далее неоднократно совершенствовалась элементная база, разрабатывались новые семейства реле, совершенствовались, учитывая опыт эксплуатации, схемные решения. Наконец, последние годы характеризуются широким внедрением во все области науки и техники компьютерной техники и технологий. Железнодорожный транспорт и, в частности, системы СЦБ не стоят в стороне от этого процесса. Для обеспечения высокого уровня преподавания дисциплин, предусмотренных учебным планом по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», учебные лаборатории кафедры всегда оснащались образцами современной техники и макетами, построенными на их основе, промышленными стендами для проверки, отладки и регулировки узлов и деталей СЖАТ.
В настоящее время состав лабораторий, лабораторные установки и макеты, размещенные в них, полностью отражают сегодняшний уровень развития СЖАТ, представляют все классы устройств, применяемых в хозяйстве СЦБ на железных дорогах России. В состав учебных лабораторий кафедры «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» ПГУПС входит 10 лабораторий:
- Теоретические основы автоматики и телемеханики
- Микропроцессорные информационно-управляющие системы
- Техническая диагностика и специальные измерения
- Станционные системы автоматики и телемеханики
- Станционные напольные устройства и компьютерные тренажерные комплексы
- Системы диспетчерской централизации
- Автоматика и телемеханика на перегонах
- Метрология, стандартизация, сертификация
- Компьютерные технологии и сети
- Электромонтажные мастерские
Современный уровень развития науки и техники характеризуется широким внедрением во все сферы компьютерной техники. Дальнейшее совершенствование транспорта, в частности систем ЖАТ, также не возможно без применения компьютеров и информационных технологий. Передовые позиции в этом вопросе занимает система образования. Кафедра «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» ПГУПС не является исключением.
В настоящее время наметились несколько направлений применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе. Основным направлением является разработка и применение автоматизированных обучающих систем (АОС). Другим направлением применения компьютерной техники и информационных технологий является создание, совершенствование и применение в учебном процессе компьютерных моделей СЖАТ. Третье направление применения компьютерной техники и информационных технологий — информационная поддержка учебного процесса.
Также на кафедре «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» при поддержке отдела автоматики ОАО «Ленметрогипротранс» создан макет участка железной дороги. Он состоит из моделей технических объектов железной дороги (верхнее строение пути, локомотивное и вагонное хозяйства, напольные устройства СЦБ) и программных средств, реализующих принципы действия устройств СЦБ.