Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Рвать металл, крошить бетон

В своем выступлении доцент кафедры «Механика и прочность материалов и конструкций» Андрей Владимирович Бенин отметил, что сейчас в жизни лаборатории наступает новый этап — её сотрудники планируют разработать собственное оборудование, чтобы заменить им импортные устройства.

На конференции, приуроченной к двум юбилеям, было представлено более двух десятков докладов. Темы — разнообразные, от истории университета и биографий людей, сыгравших важную роль в развитии его научной базы до прикладных решений, используемых уже в наше время.

Так, заведующий кафедрой «Мосты» Сергей Владимирович Чижов рассказал о конструктивно-технологических решениях кафедры в области проектирования мостов для ВСЖМ-1 — представил некоторые расчётные схемы, результаты анализа динамического воздействия различных скоростных поездов на конструкции разрезных балочных пролётных строений (при скорости до 400 км/ч). Он отметил, что научная школа активно проводит исследования технологии возведения мостов для высокоскоростных магистралей с 1993 года. Например, сотрудники нашего вуза участвовали в разработке специальных технических условий для строительства участков Москва — Казань и Москва — Санкт-Петербург и, в том числе, искусственных сооружений на них.

Мосты для ВСМ, конечно, «требовательные». При создании важно обеспечить, например, повышенную жёсткость пролётных строений в вертикальном и горизонтальном направлениях, учесть аэродинамику.

Заместитель заведующего кафедрой «Тоннели и метрополитены» Владимир Николаевич Кавказский напомнил о проектах, реализованных при участии учёных ПГУПСа. Например, они были приглашены в Нижний Новгород, где проводили изыскания для модернизации инфраструктуры наземного и подземного общественного транспорта. Ими было обследовано 39 объектов, и выводы оказались неутешительными — износ как инфраструктуры, так и, например, парка троллейбусов составил около 80%. Также в 2022-м году работники ряда кафедр нашего вуза, в том числе «Тоннели и метрополитены», обследовали шесть тоннелей в Севастополе на предмет их износа. Один из перспективных проектов — формирование решений для сквозного подземного железнодорожного терминала в аэропорту «Пулково». Задача непростая — хотя бы потому, что этот терминал нужно сделать не для предсказуемого и управляемого транспорта, а для людей. А это и эффективные решения для «разведения» потоков, и организация «чистой зоны» для досмотров.

Напомним, что первым заведующим лаборатории для химических и механических исследований строительных материалов, после её открытия в 1854 году, стал Пётр Иванович Собко — один из создателей русской школы строительной механики. Через 10 лет в ИКИПС организуют 12 первых кафедр. В том числе кафедру Строительной механики, которая после стала кафедрой «Механика и прочность материалов и конструкций».

Механическая лаборатория пережила вместе с городом немало потрясений. Например, в годы на её базе подбирались составы бетонов и испытывались контрольные образцы бетона для оборонительных сооружений вокруг Ленинграда, испытывались корпуса снарядов для гвардейских минометов «Катюш».

В настоящее время в лаборатории проходят динамические и статические испытания деталей подвижного состава и автомобилей, стальных канатов, цепей и ступеней эскалаторов метрополитена, сварных арматурных каркасов, железобетонных конструкций и других изделий, применяемых в строительстве.

Специалисты кафедры принимают активное участие в обследовании зданий и сооружений, проектировании куполов, шпилей, колокольных систем не только для Санкт-Петербурга, но и для других регионов России.

Мария Чижова


Ещё по теме