Из истории символов Университета
Учрежденный в 1809 году Корпус инженеров путей сообщения и при нем ИКИПС первоначально не имели своего символа. В печатных источниках последних лет, а также в Интернете ошибочно приводятся сведения о неких символах ведомства путей сообщения, введенных в 1809 и 1817 годах. Они появились позже, а при образовании Корпуса инженеров путей сообщения, например, на пуговицах генеральских мундиров изображался государственный герб — двуглавый орел, пуговицы остальных чинов были гладкими. На киверах и треуголках укреплялись кокарды в виде двухцветных розеток.
В 1825 году на киверах чинов путей сообщения в виде кокард появились изображения двух перекрещенных лопат, в 1827 году для киверов воспитанников ИКИПС был учрежден герб, выполнявшийся из меди в виде так называемого «полусолнца». Мундиры были из темно-зеленого сукна с белыми оловянными пуговицами.
|
|
Кивер студента ИКИПС и кокарда в виде «полусолнца». |
Семнадцатого января 1830 года Главноуправляющему путями сообщений герцогу А.Ф. Вюртембергскому (Alexander Friedrich Karlvon Wurttemberg) было передано решение Государя Императора Николая I, утвердившего для Корпуса инженеров путей сообщения два варианта пуговиц: генералам — гладкие с гербом, остальным чинам Корпуса инженеров путей сообщения и строительному отряду — «с арматуром из крестообразно сложенных топора и якоря». Изображение перекрещенных топора и якоря на многие десятилетия стало символом ведомства путей сообщения. Этот, как мы сказали бы сегодня, «корпоративный знак» олицетворял собой архитрудные условия, в которых устраивали пути сообщения российские транспортники, проходя сквозь лесные чащи с помощью топора или передвигаясь по внутренним водным путям.
|
|
Перекрещенные топор и якорь — символ Ведомства путей сообщения с 1830 г. Форменная пуговица. |
Символ «топор и якорь» благополучно дожил до железнодорожного транспорта в России, до образования МПС в 1865 году, до создания Наркомата путей сообщения (НКПС) в 1917 году и оставался символом НКПС 15 лет. В 1932 году произошло разделение ведомства по видам транспорта. В качестве символа НКПС был принят так называемый «технический знак, представлявший собой изображение перекрещенных молотка и разводного (французского) ключа».
|
|
Технический знак — изображение перекрещенного молотка и разводного (французского) ключа. Форменная пуговица железнодорожника. |
Символ ведомства путей сообщения и Института с 1830 года «топор и якорь» изображался на пуговицах, кокардах, как знак на погонах, на печатях и штампах на библиотечных книгах и студенческих билетах.
|
Памятный знак выпускника Института конца XIX в.: под изображением государственного герба не просто разглядеть перекрещенные топор и якорь. |
Сегодня топор и якорь, которые с 1830 года стали символом ведомства путей сообщения, являются принадлежностью корпоративного знака ПГУПС Императора Александра I. Этот знак был надлежащим образом зарегистрирован как товарный (знак обслуживания) в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 7 апреля 2006 года.
Буква «У» обозначает «Университет», а ее графическое изображение — специфику нашего отраслевого вуза, схематически показывая развитие, соединение и разветвление путей сообщения.
Цифры 1809 — год основания Университета. Символы корпоративного знака — топор и якорь — перенесены с эмблемы 1830 года Управления сухопутных и водных путей сообщения, чем подчеркнута преемственность традиций поколений транспортников XIX, XX и XXI веков. Книга — символ учения и знаний, передаваемых от поколения к поколению. Знак имеет форму круга, олицетворяющего колесо, одно из самых гениальных изобретений человечества в области транспорта.
Источник: Общеполезное для России учреждение. 100 фактов из истории Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I : учебное пособие / И.П. Киселёв, А.Ю. Панычев, В.В. Фортунатов. — 4-е изд.,перераб. и доп. — СПб. : Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2019. — 288 с.