Тематические разделы экспозиции
Экспозиция состоит из девяти взаимосвязанных тематических разделов, отражающих историческое развитие вуза.
Приемная министра путей сообщения Российской империи
Первый раздел экспозиции посвящен деятельности ведомства путей сообщения (1809-1918 гг.), формированию первой в России единой структуры государственного управления всеми видами транспорта и транспортной науки.
Здесь, во Дворце князя Н.Б. Юсупова (архитектор Джакомо Кваренги) находилась приемная ведомства путей сообщения, которые в разные годы возглавляли знаменитые государственные деятели России, среди которых были известные политические деятели и учёные.
С 1809 года — приемная «Управления водяными и сухопутными сообщениями», 1820 — 1832 г.г. — приемная «Главного управления путей сообщения», 1833 — 1842 г.г. — приемная «Главного управления путей сообщения и публичных зданий». В 1842 году в управлении был создан «Департамент железных дорог». С 15 июня 1865 года — приемная «Министерства путей сообщения».
Сегодня в «Приемной министра путей сообщения Российской империи» представлены портреты руководителей ведомств, департаментов и министерств, экспонаты и документы представляющие данную страницу истории.
Кабинет особого инспектора Института Корпуса инженеров путей сообщения
Второй раздел экспозиции — «Кабинет особого инспектора Института Корпуса инженеров путей сообщения» создан на базе работавшего в составе музейного комплекса кабинета Августина Бетанкура.
В связи с тем, что один из основных принципов построения экспозиции — это интерактивность, то существовавший кабинет А.А. Бетанкура был дополнен всевозможными репликациями и моделями изобретений, приборов и предметов того времени. Посетители смогут «заглянуть через плечо» выдающемуся ученому и на миг погрузиться в обстановку эпохи становления и развития инженерной науки.
Экспонаты раздела рассказывают о деятельности Августина Бетанкура как учёного, педагога и инженера-энциклопедиста: инженера путей сообщения, горного инженера, военного инженера, инженера-гидравлика, инженера-строителя, инженера-механика, инженера-технолога — уникальном явлении в истории науки и техники.
В данном разделе музея имеется экспозиция, посвященная Отечественной войне 1812 года в которой принимали участие выпускники Института, блестяще проявившие себя в составе инженерных частей русской армии.
Особое внимание в экспозиции уделено деятельности Августина Бетанкура как организатора научной и педагогической работы Института, применившего опыт Парижской политехнической школы и Мадридской школы мостов и каналов в России, что повлияло на создание многих научных школ в нашей стране.
Основание и развитие Института, ИКИПС
В третьем разделе «Основание и развитие Института в XIX веке» многие исторические материалы (документы, фотографии, знаки, медали и др.) посвящены становлению ИКИПС и развитию Института в XIX веке, когда зарождалась и развивалась отечественная инженерная наука.
Показана деятельность многих выдающихся питомцев Института: А.Д. Готмана, П.П. Мельникова, Н.О. Крафта, Д.И. Журавского, С.В. Кербедза, Н.И. Липина и многих других. Показано становление и развитие отечественных инженерных дисциплин и научных школ. В этом зале экспозиция развернута с учетом архитектурных особенностей Дворца Юсуповых на Фонтанке.
Использование приемов «скрытой экспозиции» позволяет посетителю самому выбирать те детали и дополнения к основной информации, поданной на стендах и витринах, которые ему хотелось бы узнать.
Поиски и эксперименты: преобразование Института инженеров путей сообщения в Институт инженеров железнодорожного транспорта.
Раздел включает материалы, охватывающие период с 1900 г. по 1941 год. Празднование 100-летия Института (1910 г.). Институт во время Первой мировой войны и революции. Востребованность Института в сложные периоды истории страны. Реформа образования, открытие рабфака, первых факультетов. Развитие новых видов транспорта. Открытие кружка по изучению воздухоплавания. Открытие первых факультетов (1920): сухопутных сообщений, водных сообщений, инженерных сооружений, воздушных сообщений. Решение о разделении ЛИИПС.
Учебно-методическая и научная работа в Институте. Развитие материально-технической базы. Быт студентов той поры.
Материалы о ведении нового учебного курса «Фотография» в конце XIX века дополнены инсталляцией «Фотолаборатория». Повествование об историческом периоде развития Института ведется через ретроспективу судеб питомцев вуза, выраженных средствами экспозиции.
Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, ЛИИЖТ
Четвертый раздел. В начале 1930-х Ленинградский институт инженеров путей сообщения был переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), а на базе его факультетов в 1929 —1931 г.г. были созданы четыре самостоятельных транспортных вуза: «Ленинградский институт инженеров водного транспорта», «Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота» (в 1930), «Ленинградский автодорожный институт» (в 1931), Военно-транспортная академия РККА (в Москве, на базе Военно-транспортного факультета при ЛИИПС было начато сформирование ВТА РККА, на основании приказа РВС Союза ССР № 055, от 9 июня 1932 года.).
В разделе представлены фотографии и экспонаты которые раскрывают формы развития научных школ и отраслевых лабораторий в ЛИИЖТе, создания новой техники и технологий, решения проблем управления в вузе, усиления роли кафедр и рост научно-педагогического мастерства преподавателей. Комплексное развитие материально-технической базы института и учебной базы п. Толмачёво.
Показана роль студенческих строительных и сельскохозяйственных отрядов в формировании трудовых и организаторских навыков. Представлены книги, фотографии и значки ЛИИЖТ БАМу, на стройках и объектах Отечества, переходящие флаги, вымпелы и кубки победителей соревнования. Создание первого постоянно действующего отряда проводников студентов поезда «Смена». Организация работы общественных организаций института.
Научное творчество студентов ЛИИЖТа, организация физического воспитания и спортивного мастерства студентов. Художественная самодеятельность ЛИИЖТа. Досуг студента: нравственно-эстетические проблемы использования свободного времени.
Институт в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны
В пятом разделе «Институт в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны», помимо исторических материалов этого периода включены две инсталляции: «Комната студента» (предвоенный год) и «Блиндаж на Невском пятачке».
ЛИИЖТ в годы Великой Отечественной войны и обороне Ленинграда. Учебная и научно-исследовательская деятельность института в годы войны. Эвакуация. Возвращение в Ленинград. Восстановление института.
Информация о деятельности студентов и сотрудников Института дополнительно подается с помощью современных аудиовизуальных средств.
Восстановление Института, ПГУПС. Путь к политехническому Университету
В шестом разделе «Восстановление Института, ПГУПС. Путь к политехническому Университету» представлены материалы о достижениях студентов, профессоров, выпускников вуза. Становление новых специализаций, расширение их номенклатуры. Развитие научных школ Университета и его материально-технической базы. Современный учебный процесс: новые классы и лаборатории, компьютерные технологии, учебно-воспитательная работа.
Представлены фрагменты фалеристической выставки «История железнодорожного строительства» и подарки к юбилеям вуза. Форменная одежда студентов и сотрудников Института (1980-е годы), образцы стройотрядовской формы. Интерактивная составляющая представлена экспонатом «Стационарный подземный комплекс метрополитена» и различными элементарными механизмами, преобразующими движение.
Студенческая жизнь
Седьмой раздел представлен инновационными разработками и научно-исследовательской работой студентов, фотографиями и стендами прохождения практики на предприятиях. Отражены вопросы организации комплексного планирования и прогнозирования учебно-воспитательной работы в вузе, Совета обучающихся ПГУПС. Достижения университета, грамоты, ценные подарки и призы.
Российские Студенческие Отряды и работа Штаба Студенческих Отрядов ПГУПС. Участие студентов круглогодичного отряда студентов — проводников Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I фирменного двухэтажного поезда № 25/26 «Смена — А. Бетанкур» сообщением Санкт-Петербург — Москва. Участие студентов в работе Культурно-досугового центра ПГУПС, спорт, быт, досуг, организация внеучебной деятельности в общежитиях университета.
В разделе уделено внимание историко-патриотическому воспитанию молодежи, реализации концепции воспитания студентов. Проведению мероприятий по патриотическому, гражданскому и нравственному воспитанию обучающихся, работе Студенческого патриотический клуба.
Международная деятельность
Восьмой раздел. Подготовка специалистов для зарубежных стран и международные связи Университета. Инновационное развитие международной деятельности, международного высшего образования и науки. На фотографиях и стендах зала отражены международные конференции, семинары и форумы, обмен научными идеями, а также преподавателями, аспирантами и студентами. В зале представлены интерактивная карта международного сотрудничества, ценные подарки иностранных делегаций вузов и гостей Университета.
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I сегодня
Девятый раздел экспозиции «Университет сегодня» посвящен современному состоянию вуза, начиная с 2009 юбилейного года.
В разделе представлены макеты, стенды и материалы о высокоскоростном железнодорожном транспорте и перспективах его развития в стране и мире. Участие Университета в разработке развития высокоскоростных железнодорожных технологий и подготовки специалистов в области высокоскоростного железнодорожного транспорта. Материалы по проектированию соответствующей транспортно-логистической инфраструктуры и перспективах дальнейшего развития отрасли грузоперевозок в России железнодорожным транспортом.
В залах музея представлены действующие модели туннеля на ВСМ и купе вагона Сапсан, модели ВСМ поездов, макеты строительства пути, картины, документы и сувениры по данной тематике.
За активное участие в строительстве Крымского моста Президент Российской Федерации В.В. Путин наградил коллектив Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I памятной медалью «За строительство Крымского моста». Данная медаль, а также многие другие награды Университета также представлены в залах музея.
В ведении Музея находится портретная галерея видных ученых и выпускников вуза, которые размещены в 1, 4, 6 и 7-ом корпусах (всего 121 портрет). Начинается галерея с Ректорского зала во Дворце Юсуповых на Фонтанке.
Среди экспонатов музея:
- труды А.А. Бетанкура и книги о нем;
- подлинные предметы, относящиеся к истории вуза;
- образцы студенческой формы ХIХ-ХХ веков;
- академические значки;
- памятные медали в честь знаменитых питомцев и их построек;
- коллекция значков и медалей «От чугунки до БАМа»;
- издания первых учебников и монографий;
- подарки институту;
- альбомы выпускников разных лет (с 1896 г.);
- образцы дипломов ХIХ-ХХ веков;
- студенческие зачетные книжки (с 10-х годов ХХ в.);
- учебные программы;
- биографические издания об ученых и профессорах института;
- материалы и приветственные адреса, посвященные юбилейным датам института и университета;
- образцы издательской деятельности института по истории транспорта; материалы, посвященные 60-летию Победы; модель электрифицированной железной дороги;
- электрифицированная модель универсального железнодорожного ремонтного крана.