Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

История кафедры

Кафедра «Строительство дорог транспортного комплекса» образована весной 2014 года путем слияния кафедр «Управление и технология строительства» и «Промышленный и городской транспорт»

В 1909 г. преподавание строительного дела в институте инженеров путей сообщения велось на созданной еще в 1864 г. кафедре «Общие начала строительного искусства». До 1912 года лекции по строительным работам читал профессор Н. Н. Митинский. При нем была образована кафедра «Строительные работы» (предтеча кафедры «Строительное производство»). С 1914 по 1934 г. кафедру возглавлял профессор Н. П. Пузыревский.

В 1923 году на педагогическую работу на эту кафедру был приглашен известный строитель железных дорог Александр Васильевич Ливеровский.

В 1926 году ему было присвоено звание «профессор». По его инициативе в учебный план была включена новая дисциплина — «Постройка железных дорог». В этом же году была создана кафедра под таким же названием. Кафедра просуществовала с 1926 до 1951 года. После кончины в 1951 году А. В. Ливеровского преподаватели, в основном его ученики (Г. Н. Жинкин, Г. Н. Крюков, Н. С. Смагин и другие), вновь влились в состав кафедры «Строительное производство». Кафедру «Строительное производство» (в прошлом «Строительные работы») с 1934 по 1954 год возглавлял так же известный строитель железных дорог Дмитрий Дмитриевич Бизюкин, одновременно он был и проректором института по учебной работе.

Д. Д. Бизюкин, используя свой обширный производственный опыт и теоретические знания, написал и издал в 1938 г. (совместно с преподавателями кафедры) учебник «Строительное производство на железнодорожном транспорте», который дважды переиздавался (в 1941 и в 1948 годах).

С 1954 по 1961 год заведующим этой кафедрой был доцент С. М. Змиенко. В 1962 году на этом посту его сменил опытный строитель-мостовик, лауреат Сталинской премии, Н. М. Молоканов, который руководил кафедрой до 1972 года.

В 1961 году на этой кафедре организуется ядро будущей кафедры «Экономика и организация строительства» — хозрасчетная научно-исследовательская группа, под руководством тогда еще доцента, кандидата технических наук Георгия Николаевича Жинкина. В эту группу были приглашены недавние выпускники Строительного факультета (но получившие уже опыт производственной работы) В. Ф. Калганов, И. А. Грачев, Р. М. Нарбут. Сотрудники группы занимались закреплением слабых грунтов в основании зданий Ленинграда, противопучинной обработкой грунтов на участках Октябрьской, Северной, Горьковской и других дорог, гидроизоляцией кирпичных стен зданий. Для проведения анализов грунтов в состав группы была введена химик К. К. Сергеенкова.

По проектам группы и при непосредственном участии ее сотрудников были закреплены грунты в основании Мариинского театра, Молочного комбината, станции метро «Канал Грибоедова», здания Московского вокзала и других объектов, выполнена гидроизоляция ряда исторических зданий. На основе исследовательских и производственных работ в 1965 году защитил докторскую диссертацию Г. Н. Жинкин, кандидатские диссертации В. Ф. Калганов (в 1966 году) и И. А. Грачев (в 1967 году).

В 1967 году Г. Н. Жинкиным, после получения им профессорского звания, была создана кафедра «Экономика и организация строительства».

Таким образом, им было продолжено дело совершенствования железнодорожного строительства начатое А. В. Ливеровским. Первыми преподавателями — организаторами на этой кафедре были доценты И. С. Смагин, Г. Н. Крюков, И. А. Грачев, В. Ф. Калганов. Для ведения занятий по экономике строительства на факультетах Строительном и «Мосты и тоннели» была приглашена доцент, кандидат экономических наук, И. К. Петрова. У кафедры была своя учебная лаборатория (располагавшаяся в помещениях бывшей холодильной лаборатории, созданной еще в 1945 году профессором А. В. Ливеровским для проведения исследований с грунтами железных дорог, строящихся в вечной мерзлоте). Заведующим лабораторией в шестидесятые годы был Ю. А. Верженский.

Первыми аспирантами Г. Н. Жинкина были И. В. Прокудин, В. В. Бабич, А. И. Кистанов. Заочно аспирантуру под руководством Г. Н. Крюкова закончил и Ю. А. Верженский.

Всего под руководством Г. Н. Жинкина, который был заведующим кафедрой 25 лет, защитили кандидатские диссертации 40 аспирантов, докторами технических наук стали 4 человека. Кафедра активно занималась подготовкой специалистов для других институтов — Хабаровского, Ташкентского, а так же для ГДР, Болгарии, Вьетнама, Мадагаскара. Бывший аспирант Г. Н. Жинкина Юрген Вальдман у себя на родине защитил две докторские диссертации (по разным направлениям) и в настоящее время руководит в Германии крупным научно-исследовательским институтом.

Шло становление кафедры — преподавателями после защиты стали В. В. Бабич, Л. М. Кейзик, И. В. Прокудин (управление строительства). Для ведения занятий по экономике водоснабжения и водоотведения была приглашена Т. К. Розенгарт. И. В. Прокудин продолжил обучение в докторантуре, с 1979 по 1987 годы был деканом Строительного факультета. Докторскую диссертацию защитил в 1984 году, уже будучи деканом. С 1985 года он, кроме того, профессор кафедры. Организаторские способности И. В. Прокудина были востребованы на институтском уровне — с 1987 по 1999 гг. он проректор Университета путей сообщения по учебной работе, в 1993 году замещает Г. Н. Жинкина на посту заведующего кафедрой «Экономика и организация строительства».

В. В. Бабич, оставаясь преподавателем кафедры, руководит студенческими строительными отрядами института. С 1987 по 1993 гг. (до своей безвременной кончины) он был деканом заочного и объединенного вечерне-заочного факультета.

Кафедра являлась профилирующей по специальностям 27.02.04 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» и 08.05.02 «Экономика и управление на строительном предприятии». По этим же направлениям велась учебно-методическая работа по управлению и организации железнодорожного строительства и по экономике строительства. Составлялись учебники и учебные пособия, разрабатывались деловые игры. В период с 2000 по 2006 гг. издан учебник «Организация и планирование железнодорожного строительства» (объем 44 п. л.); учебные пособия: «Строительство железных дорог» (объем 28 п. л.), «Особенности строительства железных дорог в районах распространения вечной мерзлоты и болот» (объем 27 п. л.), «Переустройство железных под скоростное движение поездов» (объем 45 п. л.) и ряд других.

В это время с 1972 по 1977 гг. исполнял обязанности заведующего кафедрой «Строительное производство» Н. М. Булаш. С 1977 по 1982 гг. кафедрой заведовал профессор Л. В. Проценко. В течение периода одновременного существования двух кафедр имелась тесная их взаимосвязь, выражающаяся в том, что многие аспиранты кафедры «Экономика и организация строительства» становятся успешными преподавателями кафедры «Строительное производство». К ним, в частности, относятся Ю. А. Верженский, А. В. Кабанов, А. И. Кистанов. Возглавивший кафедру с 1982 по 1986 гг. профессор В. В. Чепелев свою трудовую деятельность в ЛИИЖТ также начинал на кафедре «Экономика и организация строительства».

В этот период получают дальнейшее развитие научные исследования и совершенствуется учебный процесс на кафедре, создается современная лабораторная база для проведения учебных занятий и выполнения научных работ. Преподаватели кафедры так же оказываются востребованными на высших должностях. Ю. А. Верженский с 1977 по 1979 гг. — председатель местного комитета ЛИИЖТ, с 1979 по 1981 — декан факультета института повышения квалификации преподавателей, а с 1981 по 1992 гг. — проректор по вечернему и заочному обучению. А. В. Кабанов с 1986 по 1989 гг. — проректор по административно-хозяйственной работе.

В 1987 г. кафедру «Строительное производство» возглавил Ю. А. Верженский, совмещая до 1992 г. эту работу с проректорской. В числе работающих на кафедре в это время: профессор В. И. Неснов, доценты В. А. Рогонский, А. И. Кистанов, А. В. Кабанов, Н. М. Панченко, Д. А. Басовский, ст. преп. М. С. Ватутина. Преподаватели кафедры вели занятия на строительном, мостовом, вечернем и заочном факультетах по дисциплинам: «Технология и механизация железнодорожного строительства», «Техника, технология и организация строительно-монтажных работ», «Строительные работы и машины в мосто- и тоннелестроении», «Технология и механизация железнодорожного и автодорожного строительства». Кафедра постоянно совершенствовала учебный процесс, используя современные технические средства обучения, действующие модели — тренажеры, разрабатывая компьютерные программы.

В 2006 году в жизни двух кафедр произошли кардинальные изменения — приказом ректора В. И. Ковалева была организована новая кафедра «Управление и технология строительства» путем объединения кафедр «Строительное производство» и «Экономика и организация строительства».

Кафедру «Управление и технология строительства», — оставшуюся на строительном факультете, возглавил профессор И. В. Прокудин. В нее вошли в полном составе (кроме вышедшего в отставку профессора В. И. Неснова) преподаватели кафедры «Строительное производство» и оставшиеся после раздела преподаватели кафедры «Экономика и организация строительства» — специалисты в области управления и организации железнодорожного строительства: профессор И. А. Грачев, доцент А. Ф. Колос (заместитель заведующего), ст. преподаватель Д. В. Серебряков, ассистенты И. В. Колос, Э. А. Путролайнен.

Факультет «Промышленный транспорт» был организован в ЛИИЖТе Постановлением Государственного комитета обороны от 15.08.1944г. (N 6394) и соответствующим приказом Народных комиссариатов путей сообщения и угольной промышленности от 27.02.1945 г. (№ 125, ЦВ, /164а).

Подготовка специалистов этого профиля вызывалась настоятельной необходимостью срочного оздоровления транспортных хозяйств реконструируемых и восстанавливаемых предприятий промышленности.

В связи с ростом контингента студентов в 1948 г. кафедра была разделена на две: «Промышленные дороги» (зав. кафедрой И. П. Граве) и «Транспорт промышленных предприятий» (зав. кафедрой М. В. Березовский).

В 1969г. была образована кафедра «Промышленный транспорт и автоматизация производственных процессов» (указание ГУУЗа МПС № 12/г от 8 января 1969 г.) зав. кафедрой избран д. т. н., проф. В. Ф. Яковлев.

С 1976г. по 1990г. в ЛИИЖТе функционировал докторский совет по специальности 05.22.12 «Промышленный транспорт». За прошедший период рассмотрено более 20 докторских и 80 кандидатских диссертаций сотрудников транспортных, металлургических, горных институтов, работников железных дорог, промышленных предприятий, научно-исследовательских и проектных ин­ститутов, аспирантов и соискателей из зарубежных стран.

С 1996 года при кафедре создан учебный и научно-исследовательский центр «Институт промышленного и городского транспорта» с целью повышения качества и эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов промышленного и городского рельсового транспорта, координации и выполнения научно-исследовательских работ.

С 1999 года кафедра получила название «Промышленный и городской транспорт» и выпускает инженеров путей сообщения по специализации «Строительство дорог промышленного транспорта».

Среди защитивших докторские диссертации по специальности «Промышленный транспорт» были Т. П. Воскресенская, К. Д. Белых, В. К. Губенко, Э. И. Даниленко, О. Б. Маликов, А. Д. Омельченко, В. В. Говоров, Н. С. Никеров, Е. П. Дудкин, Э. А. Буланов, A. M. Тихонцев, Д. П. Намгаладзе., Э. Н. Ковалев.

В 1995г. зав. кафедрой избран д. т. н., проф. Е. П. Дудкин, а в 1996г. кафедра была переименована. Новое название кафедры — «Промышленный и городской транспорт».

Е. П. Дудкин является заместителем председателя диссертационного совета Д 218.008.03., координатор международных образовательных проектов Tempus IB JEP 27114-2006 и 27115-2006, членом редколлегии журналов «Транспорт Российской Федерации», «Промышленный транспорт XXI век».

Березовский Михаил Владимирович известен как специалист в области проектирования промышленных железных дорог. Его книга «Соединение путей на предприятиях чёрной металлургии» служит до сих пор основным производственным и учебным пособием в этой сфере.

Книги Яковлева Всеволода Фёдоровича по тензометрии переведены на испанский и болгарский языки. Его разработки широко применялись на металлургических и горно обогатительных комбинатах, промышленных разрезах космодрома «Байконур» и т. п.