Образовательные проекты
Магистерская программа «Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Инфраструктура, экономика, экология»
Европейский международный проект «Erasmus+»
«Экономика, экология и инфраструктура высокоскоростных железнодорожных магистралей».
Международная магистерская программа (направление подготовки «Строительство») «Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Инфраструктура, экономика, экология» (Economics, Ecology and Infrastructure at High-Speed Railways) реализуется в рамках европейского международного проекта «Erasmus+» и ставит своей целью приобщение обучающихся к самым передовым сферам техники и технологий высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Европейский международный проект реализуется с 2018 года в результате выигранного конкурса, проведенного уполномоченными структурами Европейского Сообщества, консорциумом вузов Европейского Сообщества, России и Казахстана, координатором которого является Дрезденский технических университет.
В консорциум входят: ПГУПС (головной вуз от России), Уральский и Дальневосточный государственные университеты путей сообщения, АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева», Евразийский университет имени Л.Н. Гумилева (Казахстан), Южно-Казахский государственный университет им. М. Ауэзова, Экономический университет в Катовице (Польша) и Мадридский политехнический университет.
Реализация европейского международного проекта проекта «Erasmus+» закладывает учебно-методическую основу создаваемого в настоящее время Евразийского сетевого университета высокоскоростного железнодорожного транспорта, организатором которого является ПГУПС.
Трансъевропейская программа академической мобильности для университетов (Trans-European Mobility Programme for University Studies — TEMPUS)
Проект «Магистр инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростных железных дорог для России и Украины»
В 2011–2016 гг. при активном участии ПГУПС в результате выигранного конкурса, проведенного уполномоченными структурами Европейского Сообщества, был реализован проект Трансъевропейской программы академической мобильности для университетов (Trans-European Mobility Programme for University Studies — TEMPUS) под названием «Магистр инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростных железных дорог для России и Украины» (фр. «Master infrastructure exploitation Grande Vitesse Ferroviaire en Russie et Ukraine — MieGVF»).
Проект реализовывался консорциумом организаций, в которую входили: Национальное общество железных дорог Франции (SNCF); ОАО «РЖД»; украинские железные дороги («Укрзалізниця»). В консорциуме были представлены крупнейшие технические университеты железнодорожного профиля России (ПГУПС и МИИТ) и Украины (Украинский государственный университет железнодорожного транспорта, г. Харьков, и Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна). Большое значение имело участие в консорциуме одного из старейших и престижных технических университетов Европы — Национальной консерватории искусств и ремесел, Париж (Conservatoire national des arts et métiers — CNAM, в переводе на русский язык французских специалистов — «Национальный политехнический университет»). В Консорциум также входили Рижский технический университет (Латвия) и Университет технологий и гуманитарных наук имени Казимира Пулавского в Радоме (Польша).
Консорциум разработал уникальный учебный комплекс (23 модуля), охватывающий проектирование, строительство, эксплуатацию инфраструктуры и подвижного состава ВСМ. Обучение длится один учебный год, включает в себя 800 часов занятий. Выпускники получают два диплома: ПГУПС и Национальной консерватории искусств и ремесел, Париж.
В 2015 г. к проекту для организации стажировок преподавателей и студентов на ВСМ Китая присоединились Пекинский транспортный университет (Цзяотон) и Юго-Западный транспортный университет (Цзяотон), Китай. С 2014 года более 100 сотрудников ОАО «РЖД» прошли в ПГУПС обучение в области ВСМ по этой программе.
С 2014 г. более 100 сотрудников ОАО «РЖД» прошли в ПГУПС и МИИТ обучение в области ВСМ по программе «Магистр инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростных железных дорог».
Модуль «Электронные системы управления и компьютерное моделирование высокоскоростного транспорта»
Модуль состоит из разделов:
- Электронные системы управления;
- Электронные преобразователи высокоскоростного наземного транспорта;
- Компьютерное моделирование электрооборудования высокоскоростного наземного транспорта.
В модуле изучаются:
- функции электронных систем управления высокоскоростного наземного транспорта;
- структурные и функциональные схемы систем управления, назначение и функции структурных элементов систем управления;
- преобразовательные установки систем управления высокоскоростным наземным транспортом, алгоритмы их управления и функционирования;
- компьютерное моделирование электромагнитных процессов в преобразовательных установках;
- выбор параметров основного электрооборудования и расчет характеристик преобразовательных установок высокоскоростного наземного транспорта.
Модуль «Механическая часть современного высокоскоростного наземного транспорта»
Модуль состоит из разделов:
- Механическая часть высокоскоростного подвижного состава;
- Устройства безопасности высокоскоростного транспорта;
- Компьютерное моделирование экипажной части высокоскоростного наземного транспорта.
При изучении модуля
- рассматривается механическая часть современного высокоскоростного наземного транспорта;
- изучаются компоненты механической части, их конструкция и взаимодействие.
При изучении используются интерактивные компьютерные модули, позволяющие просматривать взаимодействие компонентов механической части в 3D. Для получения представления о работе механической части проводится компьютерное моделирование движения высокоскоростного наземного транспорта.
Модуль «Перспективные способы организации эксплуатационной работы операторов высокоскоростного транспорта»
Модуль состоит из разделов:
- Эксплуатация высокоскоростного подвижного состава;
- Техническое обслуживание и ремонт высокоскоростного транспорта;
- Системы менеджмента качества и информационные технологии при обслуживании высокоскоростного наземного транспорта.
При освоении модуля изучаются:
- перспективные способы организации эксплуатационной работы операторов высокоскоростного транспорта;
- способы организации эксплуатации и сервисной работы по обслуживанию тягового подвижного состава;
- информационные технологии, передовые технологии производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава.
Модуль «Энергетические системы высокоскоростного транспорта, бортовых систем хранения энергии перспективного высокоскоростного подвижного состава»
Модуль состоит из разделов:
- Энергетические установки высокоскоростного транспорта;
- Автоматизированные системы управления высокоскоростным транспортом;
- Инновационные системы высокоскоростного транспорта.
При освоении модуля обучающиеся изучают:
- устройство, режимы работы энергетических систем высокоскоростного транспорта, бортовых систем хранения энергии перспективного высокоскоростного подвижного состава, систем энергообеспечения собственных нужд скоростного и высокоскоростного подвижного состава;
- принципы построения, алгоритмы функционирования, аппаратную часть многоуровневых микропроцессорных систем управления и диагностики высокоскоростного транспорта;
- автоматизированные системы управления с применением прикладного программного обеспечения, режимы работы, характеристики и способы управления инновационными системами автоматизированного тягового электропривода рельсовых систем высокоскоростного транспорта, а также систем высокоскоростного транспорта на магнитном подвесе.
Модуль «Современные и перспективные технические средства и технологии обслуживания высокоскоростного подвижного состава»
Модуль состоит из разделов:
- Организация технического обслуживания высокоскоростного транспорта;
- Организация эксплуатации высокоскоростного транспорта;
- Системы обеспечения безопасности эксплуатации высокоскоростного транспорта.
В модуле обучающиеся знакомятся с
- современными и перспективными техническими средствами и технологиями обслуживания высокоскоростного подвижного состава;
- организацией эксплуатации скоростных и высокоскоростных электропоездов;
- прогнозированием показателей эффективности эксплуатации и выбором оптимальных режимов работы высокоскоростного подвижного состава с методами организации бережливого производства при техническом обслуживании высокоскоростного транспорта;
- направлениями развития перспективных систем и устройств безопасности высокоскоростного подвижного состава.