Научно-исследовательские проекты
Сегодня Петербургский метрополитен — это 67 станций, 5 линий общей протяжённостью более 113 км и более 2 млн пассажиров ежедневно. Он выполняет огромную роль в городской транспортной инфраструктуре. Петербургский метрополитен имеет свои особенности: оригинальные станции, построенные по типу «горизонтальный лифт», самая большая средняя глубина заложения станций в мире, на линии до сих пор эксплуатируются самые старые поезда в России и др.
В течение многих лет ФГБОУ ВО ПГУПС успешно сотрудничает с метрополитенами Санкт-Петербурга и других городов. Университет внедрил следующие разработки:
- комплексную автоматизированную систему диспетчерского управления (КАС ДУ), позволяющую автоматизировать труд персонала, а также реализовать необходимую информацию о движении поездов, состоянии устройств автоматики, телемеханики, электроснабжения, сантехники и эскалаторов большому числу пользователей (оперативно-диспетчерскому персоналу и руководителям) на экранах дисплеев их АРМов. Данная система введена в постоянную эксплуатацию в Петербургском, Екатеринбургском, Нижегородском, Самарском, Минском и Бакинском метрополитене;
- систему электрической централизации на базе микро-ЭВМ и программируемых контроллеров ЭЦ-МПК. Систему управления и контроля устройствами железнодорожной автоматики на станциях с помощью средств компьютерной техники. В ней обеспечивается централизованное руководство объектами ЭЦ, мониторинг состояния соседних зон управления на крупных станциях (участковых, пассажирских, технических, сортировочных) с необходимой степенью детализации информации;
- систему диспетчерской централизации на базе микро-ЭВМ и программируемых контроллеров ДЦ-МПК, предназначенную для выполнения задач управления и контроля движения поездов на участке железной дороги. Она включает в себя АРМ диспетчера, АРМ дежурного по отделению, АРМ электромеханика, линейные пункты;
- аппаратно-программный комплекс диспетчерского контроля (АПК-ДК), предназначенный для мониторинга и регистрации состояния устройств автоматики, телемеханики и связи в системах управления движением поездов;
- систему микропроцессорной централизации МПЦ-МПК, предназначенную для управления объектами СЦБ на станциях и прилегающих перегонах c целью обеспечения безопасности движения поездов и повышения пропускной способности. МПЦ-МПК представляет собой систему управления нового поколения, реализующую алгоритм функционирования централизации стрелок и сигналов станций железнодорожного транспорта и метрополитена на программном уровне.
Коллектив кафедры «Тоннели и метрополитены» ФГБОУ ВО ПГУПС на протяжении нескольких лет разрабатывал технологии реновации обделок вентиляционных стволов метрополитена с применением пеностеклобетона. Целью исследования является разработка конструкции теплоизоляционных рубашек из пеностеклобетона и способов их возведения, что позволяет предотвратить промерзание обделки действующего вентиляционного ствола с одновременным ее усилением.
Наиболее рациональным решением, которое ранее не рассматривалось, является усиление обделки ствола и его утепление в одной конструкции. В результате проведения научно-исследовательских работ по данной тематике, обоснована возможность выполнения капитального ремонта обделок эксплуатируемых стволов, сочетая в себе решение двух основных задач: усиление существующей конструкции с одновременным обеспечением ее теплоизоляции. При этом она полностью соответствует требованиям экологической и пожарной безопасности.