Комплексная автоматизированная система диспетчерского управления работой линии метрополитена (КАС ДУ)
Комплексная автоматизированная система диспетчерского управления работой линии метрополитена (КАС ДУ) разработана специалистами Центра компьютерных железнодорожных технологий Петербургского государственного университета путей сообщений для решения задач по автоматизации управления перевозочным процессом на линиях метрополитена.
КАС ДУ включает в себя:
- комплекс автоматизированных систем по контролю и управлению объектами метрополитена;
- комплекс информационных систем, реализованных с обеспечением требований федерального закона № 149-ФЗ от 27.06.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Устройства КАС ДУ охватывают весь технологический процесс работы метрополитена: контроль и управление устройствами автоматики и телемеханики движения поездов (АТДП), станционными тягово-понизительными подстанциями (СТП), освещения, эскалаторов, вентшахт, местной вентиляции, дымоудаления, водоотливных установок и других.
Информационные системы КАС ДУ решают задачи анализа, обработки, архивирования данных об эксплуатационных показателях метро. При этом построение иерархической структуры системы доступа пользователей и информационной модели эксплуатационного процесса происходит с соблюдением мер информационной безопасности.
Широкое внедрение КАС ДУ показало ее высокую эффективность как при реконструкции станций, переносе центров диспетчерского управления, так и при новом строительстве.
Основные преимущества КАС ДУ
- комплексный подход к вопросу автоматизации диспетчерского управления метрополитеном;
- работа всего ЦДУ в системе единого времени и единого информационного пространства для получения интегрированной картины о ходе всего технологического процесса;
- сокращение загрузки диспетчерского аппарата за счет реализации программного управления объектами;
- непрерывное протоколирование действий персонала по управлению объектами и всего хода технологического процесса;
- возможность включения любых действующих устройств телемеханики;
- высокий уровень надежности за счет 100% резервирования на всех уровнях управления;
- автоматическое реконфигурирование системы в случае отказа технических средств;
- предоставление обслуживающему персоналу расширенной информации о состоянии объектов управления и аппаратных средств системы.
Отличительной особенностью КАС ДУ является возможность работы с действующими системами телемеханики, что дает возможность обеспечения последовательного технического перевооружения, начиная с развертывания ЦДУ с сохранением устройств нижнего уровня и дальнейшей их постепенной заменой.
Эффект от внедрения
- повышение производительности и культуры труда, а также эффективности использования трудовых ресурсов диспетчерского аппарата и обслуживающего персонала;
- повышение качества регулирования за счет автоматизации планирования и прогнозирования затруднений в работе, а также своевременного принятия мер по их предупреждению;
- повышение показателей выполнения графика движения за счет расширения информационного обеспечения;
- ускорение процесса сбора, передачи, протоколирования информации и минимизации информационных задержек;
- снижение затрат на формирование отчетных документов за счет применения технологии электронного документооборота с использованием единого информационного пространства;
- повышение уровня безопасности движения за счет интеллектуализации технических средств управления;
- сокращение площадей помещений, используемых для размещения технических средств КП и аппаратов управления диспетчерского центра;
- сокращение энерго- и материалоемкости систем управления за счет использования средств вычислительной техники;
- сокращение числа обслуживающего персонала за счет обеспечения высоких надежностных показателей в системе.
Основные результаты внедрения КАС ДУ
- 1996 г. — разработка исходных требований на создание комплексной автоматизированной системы диспетчерского управления (КАС ДУ) работой линии метрополитена.
- 1997 г. — внедрение на 4 линии Петербургского метро центрального поста ДЦ-МПК, как элемента КАС ДУ.
- 1997 г. — утверждено Техническое задание на разработку комплексной автоматизированной системы диспетчерского управления (КАС ДУ) работой линии метрополитена.
- 1997 г. — пущен в эксплуатацию шкаф КТС УК для службы АТДП на новой станции «Чкаловская».
- 1998-1999 гг. — внедрение устройств КАС ДУ в службе АТДП, электромеханической службе на станциях: «Чкаловская», «Спортивная», «Старая деревня», «Крестовский остров».
- 2000-2001 гг. — внедрение шкафов обработки каналов и замена центральных постов управления движением поездов по всем линиям Петербургского метрополитена.
- 2001 г. — внедрен первый шкаф КТС УК для управления объектами станционной тягово-понизительной подстанции на ст. «Чкаловская».
- 2002 г. — сдан в эксплуатацию центральный пост управления движением поездов на ЦДП и КАС ДУ ст. «Геологическая» в Екатеринбургском метрополитене.
- 2000-2016 гг. — широкое внедрение и тиражирование устройств КАС ДУ в метрополитенах Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Минска, Баку. На 2016 год только в Петербургском метрополитене КАС ДУ полностью оснащено порядка 60% станций.
- 2003-2012 гг. — разработка и внедрение комплекса информационных систем.
- 2013-2016 гг. — реализация комплекса мер по обеспечению информационной безопасности КАС ДУ.
- 2013-2016 гг. — разработка и внедрение тренажерного комплекса по управлению движением поездов в Петербургском метрополитене.
- 2016- по н.в. — продолжается широкое внедрение и тиражирование устройств КАС ДУ на новых станциях метрополитена Санкт-Петербурга и Минска.
Стоимость программного обеспечения КАС ДУ
Стоимость программного обеспечения КАС ДУ определяется на основании проектной документации на оснащение КАС ДУ объекта капитального строительства.
Для получения информации о стоимости программного обеспечения КАС ДУ обращайтесь по телефону (812) 457-81-69, доб. 123