Новые издания
«Инженерное наследие Бетанкура в России» (полный текст книги в pdf)
Издана 2 декабря 2021 г.
Авторы: И.П. Киселёв, А.Ю. Панычев, В.В. Фортунатов
Выходные данные: Инженерное наследие Бетанкура в России: учебное пособие / И.П. Киселёв, А.Ю. Панычев, В.В. Фортунатов. — СПб. : Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2021. — 192 с.
ISBN: 978—5—7641—1652—5
Книга «Инженерное наследие Бетанкура в России» повествует о деятельности великого инженера, ученого, строителя, педагога и государственного деятеля Испании и России Августина Бетанкура (1758–1824) в период его службы в нашей стране.
В длительном историческом процессе постепенного превращения науки в непосредственную производительную силу главную роль играли именно инженеры. Инженерная история России богата событиями, достижениями, связанными с деятельностью как Инженеров с большой буквы, так и сотен, тысяч, миллионов тех, без кого социальная жизнь могла бы просто остановиться.
Авторы книги предлагают собственную периодизацию истории становления, формирования, развития и функционирования сообщества инженерно-технических специалистов в нашей стране.
События рассматриваются через призму проектов, реализованных Августином Бетанкуром, его учениками и последователями. На многочисленных примерах авторы показывают, как идеи, начинания, предложения великого инженера и ученого благотворно отразились на развитии промышленности, транспорта, строительства и архитектуры России, сохранили значение вплоть до наших дней.
Августин Бетанкур родился 1 февраля 1758 г. на Канарских островах в знатной семье. В 50-летнем возрасте поступил на российскую службу и фактически создал инженерную школу, которая стала колыбелью для многих других инженерных школ России, снискавших славу своему Отечеству.
Августин Бетанкур. Портрет работы П.С. Тюрина. 1859. Центральный музей железнодорожного транспорта
За сравнительно непродолжительный период Августин Бетанкур осуществил в России порядка 30 крупных проектов. Дела испанского инженера отличались по масштабам и затратам. Но в каждом случае требовалось найти оригинальное, целесообразное и надежное решение.
Подъем Александровской колонны 11 сентября (30 августа) 1832 г. с помощью подъемных лесов и кабестанов системы Бетанкура
Бетанкур понимал, что в сфере путей сообщения в России предстоит огромная работа, для которой потребуется большое число специалистов с разным уровнем подготовки.
По мнению многих историков, первым высшим, именно в отношении уровня образования, техническим для гражданской сферы, первым транспортным и инженерно-строительным вузом России стал Институт Корпуса инженеров путей сообщения, учрежденный Александром I в 1809 г. Августин Бетанкур выступил в качестве организатора и первого ректора этого «общеполезного для России учреждения». Созданная им система подготовки инженерных кадров, соединившая два обязательных компонента — глубокую теоретическую подготовку и разностороннюю практическую деятельность, — во многих отношениях стала главным проектом его жизни.
Трудами Августина Бетанкура была подготовлена научно-теоретическая и практическая почва, на которой вырос инженерный корпус страны. Уже в первые годы работы институт обучил плеяду блестящих инженеров путей сообщения с глубокой теоретической и практической подготовкой. Взращенные Бетанкуром российские инженеры, как ни в одной другой стране, буквально на лету схватили прогрессивную идею железнодорожного транспорта, позже — автомобильного и гражданского воздушного флота (ведь первый автодорожный факультет и первый факультет инженеров гражданского воздушного флота были открыты также в Путейском институте).
Организованный Августином Бетанкуром институт стал первым научно-исследовательским центром, по сегодняшним меркам технопарком, транспортной и строительной отраслей, питомцы которого в начале XIX в. смогли воспринять и локализовать в неимоверно короткий срок, за считанные десятилетия весь арсенал самых передовых технических и технологических идей железнодорожного транспорта, вплоть до коммерческого производства на Александровском заводе в Петербурге лучших на тот момент паровозов и вагонов. От этой стартовой площадки российские транспортники устремились к строительству Транссиба с его мостами через великие реки, к лучшим в мире метрополитенам, к гидроэлектростанциям, к беспримерной электрификации железных дорог СССР.
Памятная медаль от Президента Российской Федерации В.В. Путина «За строительство Крымского моста», которой удостоен коллектив ПГУПС