Прямая речь
«Отличнейший человек, умный и ученый до чрезвычайности»
Дедушка, выпускник ЛИИЖТа 1955 года, с момента моего рождения надеялся, что я пойду по его стопам. Поэтому он много рассказывал про Альма-Матер, а полное имя организатора и первого руководителя института, выдающегося государственного деятеля и ученого, архитектора, строителя, инженера-механика, и создателя двух институтов путей сообщения — в Мадриде и в Санкт-Петербурге, дедушка даже выписал для меня на листок.
Это имя я знаю наизусть и сегодня — Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина. Как и многие иностранцы, в России Бетанкур получил «новое» имя, более привычное для русского слуха — Августин Августинович. Современники описывали Августина Августиновича как «отличнейшего человека, умного и ученого до чрезвычайности, доброго и благородного». Бетанкур вставал горой за своих подчиненных, а для воспитанников был более товарищем и другом, чем начальником. Интересно, что когда у него оказывалось свободное время, он шел отдыхать в мастерскую, где вставал за токарный станок или к верстаку. Современники пишут: «Просвещаясь вместе в практике и теории, он обладал в производстве ремесел ловкостью, в который часто превосходил самых искусных работников». Поистине, талантливый человек талантлив во всем!
Достижения Августина Августиновича послужили основой для дальнейших, более глубоких исследований и изысканий, вдохновляли и, я уверена, продолжают вдохновлять ученых и инженеров разных стран.
В Музее ПГУПС в 2004 году был воссоздан кабинет А.А. Бетанкура с иллюстративными материалами и макетами. Желающим вдохновиться атмосферой, характерной для начала — середины XIX века, и, возможно, создать что-то гениальное, советую туда заглянуть.
Анна Зверева,
магистрант кафедры
«Математика и моделирование»
«Вопреки обстоятельствам...»
Я не являюсь «кадровым» железнодорожником, закончил Политех и ЛГУ (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), поэтому о Бетанкуре знал мало. Слышал о нем на экскурсиях — в Исаакиевском соборе, по рекам и каналам Петербурга, но это, конечно, довольно поверхностные знания.
Когда я принял приглашение профессора Александра Владимировича Гамаюнова и перешел на работу в наш Университет, то волей-неволей стал прислушиваться, читать труды о Бетанкуре, которые мне дарили. И вот эфемерный образ стал приобретать реальные очертания. Раньше для меня это был какой-то книжный персонаж. А в этих стенах ведь работал вполне реальный человек, по этим коридорам он ходил, здесь хранятся его книги.
Начав знакомиться с вехами жизни Бетанкура, я поразился. Представьте себе: иностранец, не знает русского языка, приезжает в Россию начала XIX века, где процветает бюрократия, где многие благие начинания давятся, тормозятся. И, несмотря на это, он смог выполнить такую грандиозную задачу — организовать Корпус инженеров путей сообщения. Более того, он занимался не только преподавательской практикой, но и построил множество сооружений, которые до сих пор служат людям, радуют нас, являются визитной карточкой Петербурга. Сложно даже представить, какую энергетику, какую харизму нужно было иметь, чтобы убедить огромные массы людей и подвигнуть их сделать что-то реальное, а не существующее лишь на бумаге, «для галочки». В этом плане я, конечно, преклоняюсь перед ним.
Бетанкур проявил себя не только как выдающийся ученый, но смог подняться и по карьерной лестнице. Стал генерал-лейтенантом, был награжден множеством орденов. Хотя не секрет, что существовали определенные ограничения для карьерного роста иностранных специалистов в России. Как правило, со времен Петра I пределом для иностранца был чин капитана, правда, потом ситуация изменилась. А здесь генерал-лейтенант! Безусловно, это великий человек — ученый, педагог, инженер, государственный деятель. Его талант был универсален. Бетанкуру нужно отдать должное как основоположнику технического и инженерного образования в России.
Константин Константинович Ким, профессор, доктор технических наук,
заведующий кафедрой «Теоретические основы электротехники»