Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Высокие скорости: куда и как едем дальше. XII Всемирный конгресс по высокоскоростному железнодорожному транспорту

В июле Пекин на четыре дня стал центром обсуждения актуальных проблем и перспектив развития высокоскоростного железнодорожного транспорта: в столице Поднебесной состоялся XII Всемирный конгресс по высокоскоростному железнодорожному транспорту.

В общих чертах и детально

Это мероприятие традиционно собирает представителей государственных и общественных организаций разных стран, железнодорожных компаний, научных и проектных институтов, предприятий — производителей железнодорожного подвижного состава и другой техники, университетов, занятых подготовкой специалистов транспортной отрасли, а также представителей СМИ. Цель встречи — обсудить актуальные проблемы и выработать рекомендации по важнейшим вопросам развития высокоскоростного железнодорожного движения.

Первое такое мероприятие состоялось в Брюсселе в 1992 году, и теперь проводится каждые 2-3 года. Нынешний конгресс организован Китайскими государственными железными дорогами (China State Railway Group Co) при участии Международного союза железных дорог и проходил под девизом «Инновации и развитие для лучшей жизни». Китайская столица принимает эту авторитетную площадку второй раз: предыдущая встреча — VII конресс — состоялся в 2010 году, когда Китай делал первые уверенные шаги в высокоскоростном железнодорожном движении.

Местом проведения мероприятия стал комплекс «Национальный конгресс-центр» в Пекине. Здесь собрались около 2 тыс. участников — представители более чем 40 стран и работники железных дорог КНР, китайских предприятий железнодорожной промышленности, учёные, специалисты научно-исследовательских и проектных организаций, профессора и студенты учебных заведений железнодорожного профиля КНР. В конгрессе принимала участие группа специалистов из России, включая работников ОАО «РЖД», научных и других организаций.

В своём приветственном слове к участникам конгресса вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гоцин отметил, что Китай готов делиться своими достижениями в области высокоскоростных железных дорог с другими странами. По его словам, к 2024 году протяжённость высокоскоростных железных дорог в КНР достигла 48 тыс. км, что составляет более 70% от их общей протяжённости в мире.

На церемонии открытия с приветственными словами также выступили президент Международного союза железных дорог Алан Бероуд, президент корпорации «Китайские железные дороги» Сун Сюдэ, высокопоставленные руководители из Киргизии, Лаоса, Узбекистана, Монголии и других стран.

В рамках Конгресса прошли пленарные заседания с панельными дискуссиями, круглые столы и 30 секционных заседаний, на которых было представлено около 180 докладов, отобранных научной группой организационного комитета Конгресса из нескольких сот заявленных участниками из разных стран.

С наибольшим количеством докладов на конгрессе — 62 — выступили учёные Китайской Народной Республики. Наберёмся смелости сказать, что пусть приближенно, количество докладов отражает интерес к проблематике ВСМ в научном и транспортном сообществе той или иной страны и связан с её успехами в области ВСМ. На втором месте по количеству докладчиков была Италия — 26 докладов, затем шли Испания и Франция (по 11), ФРГ — 9, Япония — 6, Австрия, Великобритания, Марокко, и Польша — по 3; Австралия, Швейцария, Республика Корея — по 2, от остальных стран-участниц — Бельгии, Болгарии, Ирана, Канады, Норвегии, Перу, РФ, Саудовской Аравии, Словении, США, Финляндии и Швеции — выступило по одному докладчику.

Участники рассмотрели важные направления научной, инженерно-конструкторской, организационной деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации ВСМ. В частности, затронуты вопросы использования технологий искусственного интеллекта и цифровых инноваций, совершенствования инфраструктуры; развития подвижного состава, социо-экономические, экологические и коммерческие аспекты ВСМ, совершенствования систем управления и обеспечения безопасности, эксплуатации и обслуживания пассажиров; развитие сетей ВСМ, станций и многие другие. Интересно, что сегодня тема транспорта на магнитном подвешивании потеряла свою особую актуальность, хотя некоторые участники всё же затронули эту тему в своих докладах, также на выставке демонстрировался головной вагон китайского маглев-поезда.

Профессор Игорь Павлович Киселёв выступил на заседании секции «Развитие сети и станций ВСМ» с докладом, посвящённом истории и перспективам развития высокоскоростного движения между Санкт-Петербургом и Москвой.

В ходе дискуссий на круглых столах ведущие мировые эксперты в области высокоскоростного железнодорожного движения обсуждали ключевые вопросы научного обеспечения и сопровождения развития высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Техническое биеннале

Одновременно с мероприятиями конгресса в Пекинском Национальном конгресс-центре работала 17-я Международная выставка современных технологий и оборудования для железных дорог. Она собрала 508 участников из разных стран. Эта выставка, организуемая Китайской академией железнодорожных наук по согласованию с Министерством коммерции КНР и Китайскими государственными железными дорогами, проходит регулярно раз в два года. Большинство участников — китайские компании, однако на выставке нынешнего года была представлена и продукция ведущих мировых производителей подвижного состава и железнодорожного оборудования.

Один из дней конгресса был посвящён знакомству с деятельностью Национального железнодорожного испытательного центра Китайской академии железнодорожных наук, расположенном в ближнем пригороде Пекина.

Испытательное железнодорожное кольцо этого Центра проектировалось и строилось в 1958 году с участием советских специалистов и по своим основным техническим решениям похоже на  Экспериментальное железнодорожное кольцо АО «ВНИИЖТ» в Щербинке.

Участники конгресса познакомились с работой нескольких лабораторий Центра, в частности, тормозного оборудования, токосъёма, испытания колёсных пар и других.

На железнодорожных путях центра были представлены десятки образцов подвижного состава, включая две последние модели опытных поездов CR450AF и CR450BF. Их разработка началась в 2021 году, на испытания они были переданы в декабре 2024 года.

Заметим, что осмотр богатого собрания современной железнодорожной техники, выставленной на путях Центра, для участников Конгресса, большинство из которых были «вооружены» фототехникой, было нелегким й испытанием в 40-градусную жару. Контраст создавало посещение и осмотр интереснейшего оборудования в зданиях лабораторий, где работали мощные системы кондиционировании воздуха... Пройдя через тернии, участники конгресса были вознаграждены полученной интереснейшей информацией о современных достижениях китайской железнодорожной науки и техники.

На собственном опыте

В заключительный день конгресса участники совершили технический визит на объекты двух станций ВСМ и поездку на серийном высокоскоростном поезде CR400 BF одной из последних модификаций (конструкционная скорость 400 км/ч, эксплуатационная — 350 км/ч). Поезда серий CR400 AF и CR400 BF — самые распространенные сегодня на сети ВСМ КНР.

От станции Цинхэ (Qinghe), которую часто именуют «Западным вокзалом Пекина» поезд прошёл расстояние примерно в 190 км до станции Тайцзычэн (Taizicyeng) за 55 минут, развивая на нескольких участках скорость 350 км/ ч.

В двух км от станции Тайцзычэн, расположенной на высоте 1582 м над уровнем моря, находится Олимпийская деревня Зимней олимпиады 2022 года, а совсем близко к соседней с ней станции Бадалинг (Badaling) подступают циклопические сооружения Великой Китайской стены. Всё это делает маршрут высокоскоростной железной дороги Пекин — Чунли (Beijing — Chongli high-speed railway) весьма популярным у туристов.

Участники поездки познакомились с интерьерами вагонов поезда, которые подразделяются на три класса: бизнес (высшая категория вагонов в КНР) — индивидуальные кресла повышенной комфортности, расположены по три в ряд; первый класс — по четыре кресла в ряд (2+2), второй (экономический) — кресла по пять в ряд (2+3). Заметим, что примерно такое разделение вагонов по классам планирует и проектировщик нового российского высокоскоростного поезда для линии Москва — Санкт-Петербург. Напомним, что в «Сапсане» во 2-м классе кресла размещены по четыре в ряд, практически при том же габарите вагона, что и китайские поезда для ВСМ. Такое обустройство вагонов с креслами по пять в ряд безусловно будет для россиян, в общей массе людей более крупных, тесноватым. Возможно, это компенсирует низкая цена проезда. Поживём — увидим.

В китайских поездах пассажирам доступен вагон-буфет, пассажирам бизнес- и первого классов питание и напитки доставляются на места.

Санитарно-бытовые помещения вагонов поезда безукоризненно чистые. Они — двух видов: «европейского», привычный нам типа, и так называемые «восточные» — плоский унитаз заделан в пол. Имеется специальный туалет для людей с ограниченными физическими возможностями.

В поездке российские участники провели эксперимент, подтверждающий высокую плавность хода поезда, обеспеченного его конструкцией и безукоризненным состоянием пути. Этот «опыт» любят описывать в китайских СМИ в репортажах о ВСМ. Мы повторили его несколько раз и свидетельствуем об успехе. При движении поезда со скоростью около 350 км/ч на подоконник окна вагона поставили на ребро монетку. Она неподвижно держалась, пока поезд двигался по прямой. Монетка, естественно, покатилась, как поезд начал тормозить.

Впереди планеты всей

В целом этот конгресс стал бенефисом Китайских железных дорог.

Была представлена амбициозная программа Китая по расширению сети и увеличению скорости движения поездов по ВСМ. К концу этого года протяжённость сети ВСМ в Китае превысит 50 тыс. км, а к концу 2035 года Китайские железные дороги планируют расширить сеть ВСМ до 70 тыс. км и увеличить максимальную скорость до 400 км/ч, сообщил президент China Railway (CR) Сидэ Сон. Это сделает китайскую сеть самой быстроходной в мире. Четыре из восьми запланированных основных магистральных линий национальной высокоскоростной железнодорожной сети уже готовы, работы на остальных продолжаются.

Высокоскоростные поезда в Китае обслуживают около 97% городов, в которых население более 500 тыс. человек. Сейчас в Китае курсирует более 10 тыс. высокоскоростных поездов, которые перевозят 16 млн пассажиров в день.

В целях повышения скорости на основных маршрутах до 400 км/ч компания по выпуску железнодорожного подвижного состава CRRC создала прототипы высокоскоростного поезда CR450AF Fuxing и CR450BF Fuxing, которые она представила в декабре 2024 года. По словам президента CRRC Юнцая Суня, в ходе испытаний была достигнута скорость 420 км/ч. В разработке необходимых для повышения скорости цифровых и интеллектуальных технологий CRRC сотрудничает с Китайской академией железнодорожных наук (CARS) и CR.

В планах Китая — расширить границы высокоскоростных перевозок в прямом и переносном смысле. В ходе конгресса были представлены проекты, реализуемые под руководством Китая в Лаосе, Индонезии, Венгрии и Сербии. На церемонии открытия выступили представители высшего руководства Киргизии, Монголии и Узбекистана, где также планируется строительство ВСМ с участием КНР.

По словам вице-премьера Государственного совета Китая Гоцина Чжана, на начальном этапе развития своей высокоскоростной сети в 2000-х, промышленность зависела от иностранных поставщиков, но Китай полностью овладел ключевыми технологиями в строительстве, производстве оборудования и эксплуатации высокоскоростных железных дорог. «Мы быстро наверстали упущенное и не отстаём от графика, а теперь и вовсе готовы стать лидерами в мире», — сказал он.

Два прототипа высокоскоростных поездов для скорости до 450 км/ч CR450AF и CR450BF, представленные на выставке, разрабатывались независимо двумя дочерними компаниями CRRC, CRRC Changchun Railway Vehicles и CRRC Sifang по одним и тем же спецификациям China Railway (CR). В CRRC Changchun вместо того, чтобы перестраивать и переосмысливать существующий поезд CR400AF Fuxing, который имеет проектную скорость 400 км/ч и работает со скоростью до 350 км/ч, они фактически разрабатывали модель CR450AF с нуля. Об этом инженеры компании рассказали журналистам International Railway Journal.

Легче и быстрее

По информации CRRC, общий вес поезда CR450AF снижен на 10% относительно CR400AF Fuxing, в том числе за счёт использования в конструкции кузова 10% элементов на основе углеродного волокна, нагрузка на ось составляет менее 14,5 т. Сопротивление движению поезда снижено на 22% по сравнению с CR400, эффективность сцепления улучшена на 4%, тормозная способность увеличена на 20%, аварийный тормозной путь составляет менее 6500 м. Энергопотребление на скорости 400 км/ч снижено на 20% до 22 кВтч/км, а уровень шума меньше на 2-4 дБ, в центральной части вагона он составляет менее 68 дБ.

Ранее сообщалось, что в поезде используется синхронные двигатели с постоянными магнитами и тяговое преобразовательное оборудование с водяным охлаждением, вагонная тележка нового поколения с высокой устойчивостью и мультисистемные инновации для поддержания высокой скорости движения. Для них были разработаны девять современных технологий, в том числе вихретоковый тормоз и углеродно-керамический тормозной диск.

Безопасность обеспечивается многоуровневой системой управления экстренным торможением и более чем 4 тыс. встроенными датчиками постоянного мониторинга ответственных узлов и деталей. Система в режиме реального времени отслеживает состояние ходовой части и кузова поезда, токоприёмников, систем управления поездом и пожаротушения. Так называемое устройство помощи машинисту «вне зоны видимости» также улучшает распознавание аварийных ситуаций на пути.

CR450AF успешно прошёл испытания на скорости более 420 км/ч, при этом максимальная скорость составила 453 км/ч. Испытательным полигоном стал участок пути с мостом через залив Мэйчжоу и туннель Хайвэй: эти искусственные сооружения поезд прошёл на скоростях 453 и 420 км/ч соответственно. Планируются дальнейшие испытания, в том числе на участке высокоскоростной трассы Чэнду — Чунцин.

Инфраструктура участка реконструируется, с заменой новыми элементами, обеспечивающими движение со скоростью до 400 км/ч, в том числе специально разработанными рельсовыми скреплениями и стрелочными переводами, новыми, так называемыми «плоскими сварными рельсовыми соединениями», барьерами для снижения уровня шума. Кроме того, для обеспечения движения на новом уровне скорости оптимизировано земляное полотно для повышения устойчивости при движении, внесены изменения в конструкцию мостов и коробчатых балок для повышения устойчивости.

Проект под названием «CR450: Научно-технические инновации», направленный на определение ключевых технологий, необходимых для поддержания движения со скоростью 400 км/ч, реализуется с 2021 года. В его рамках разработаны прототипы поездов и элементы инфраструктуры. Прототипы высокоскоростных поездов для скорости 450 км/ч стали одной из главных достопримечательностей выставки.

Что в итоге?

Подводя итоги конгресса, отметим следующее. Самое главное то, что высокоскоростной железнодорожный транспорт из области экспериментов перешёл в состояние регулярного повседневного использования, доступного широким массам населения во многих странах. ВСМ уверенно занимают свою транспортную нишу в диапазоне расстояний до 800 — 1000 км с максимальными скоростями до 350 км/ч и временем в пути 2,5 — 4 часа.

Безусловно, конгресс послужил глобальной платформой для демонстрации достижений в области высокоскоростных железных дорог, стимулирования технологического обмена и промышленного сотрудничества.

Ряд стран, таких как Япония, Испания, Франция, Германия подошли к порогу «насыщения» услугами высокоскоростного железнодорожного транспорта в своих транспортных системах, поэтому, естественно, сокращают строительство новых ВСМ. К этому пределу скоро приблизится и Китай, планы строительства новых ВСМ которого определены ещё лет на 15 — 20. Возможно, эти планы будут скорректированы освоением нового диапазона скоростей. В Китае, как отмечалось выше, идут испытания перспективных поездов с конструкционной скоростью 450 км/ч и эксплуатационной — 400 км/ч.

Необходимо отметить общую важную тенденцию железнодорожной отрасли — роботизацию многих операций эксплуатации и обслуживания. И в докладах, и на выставке были представлены идеи и готовые разработки подобных комплексов.

В ходе конгресса подписаны соглашения о сотрудничестве с железнодорожными группами из Франции, Испании, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Белоруссии, Лаоса, Малайзии и других стран.

Параллельно с работой секции и круглых столов были организованы мероприятия по взаимодействию с фанатами железных дорог и технические визиты, которые способствовали продвижению культуры высокоскоростных железных дорог и созданию моста для взаимного обучения и обмена.

Участник предыдущих конгрессов профессор И.П. Киселёв, опубликовавший статьи о  международных форумах посвящённых ВСМ, планирует подготовить и опубликовать подробный отчет о XII всемирном конгрессе по высокоскоростному железнодорожному движению.


Егор Комаров для сайта ПГУПС.
Фото автора, если не указано другое