Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

Г.П. Передерий

Григорий Петрович Передерий

Григорий Петрович Передерий

Дата рождения:
11 октября 1871
Дата смерти:
14 декабря 1953
Ректор:
1921 — 1922
Четырнадцатый ректор, Григорий Петрович Передерий родился в Ейске в семье строителя. После Ейского реального училища поступил в ПИИПС, который закончил в 1897 г. В том же году начал трудиться на строительстве ж.д. линии Данко-Смоленск, а затем работал на железных дорогах Закавказья.

Ещё будучи молодым инженером, он возглавил в Тифлисе журнал «Инженерное дело», где были опубликованы его первые работы. В статье «Влияние жесткости узлов на усилия и напряжения в частях ферм» (1904 г.) Г.П. Передерий предложил новый и точный метод расчета, к выводу которого учёные США и Европы пришли только через 30 лет.

Научная и педагогическая деятельность Передерия постоянно совмещалась с практической инженерной работой по проектированию и строительству мостов. Г.П. Передерий открыл эру железобетонных мостов. Уже в 1915 г. Г.П. Передерий разработал типовые проекты железобетонных балочных пролётных строений. Позже им впервые в нашей стране была выдвинута идея сооружения сборных железобетонных мостов. В 1912 г. Г.П. Передерий опубликовал «Курс железобетонных мостов. Конструкция, проектирование и расчет», способствовавший расширению применения железобетонных мостов на русских железных дорогах. Этот курс впоследствии многократно переиздавался.

В 1902 г. Г.П. Передерий начал преподавать на кафедре мостов Московского инженерного училища, одновременно работая инженером на Московско-Казанской ж.д. С 1919 г. Г.П. Передерий — профессор Института, а с 1920 г. — декан факультета инженерных сооружений. В 1921 г. его назначили ректором Института. Это было время восстановления и начала реконструкции отрасли транспорта страны, разрушенной во время Гражданской войны.

Институт, являвшийся одним из основных вузов страны, готовил инженерные кадры для всех видов транспорта. Однако выпуск инженеров был весьма незначителен: в 1918 — 1920 гг. в среднем в год выпускалось всего 60-70 инженеров. Перед РСФСР встала задача в кратчайший срок осуществить реформу образования, организовать массовую подготовку преданных новой власти инженеров транспорта для восстановления железных дорог, строительства и развития энергетической базы молодой республики. Социальные потрясения 1917 — 1918 гг. и последовавшая за ними Гражданская война привели к большим изменениям в Институте: часть профессоров и преподавателей погибли, некоторые эмигрировали за границу. Студенчество, в значительной степени выходцы из дворянской, чиновничьей и офицерской семей, было политически неустойчиво. В Институте был назначен политкомиссар, который принимал участие в решении основных вопросов, у него находилась гербовая печать, переписка Института велась за его подписью.
Перестройка Института была связана прежде всего с пролетаризацией вуза. Первым шагом в этом направлении было создание рабочих факультетов, целью которых было в короткий срок (два-три года) подготовить пролетарское население страны к поступлению в вузы. В мае 1921 г. при Институте был организован дневной рабфак, где обучались 250 человек. В ноябре 1922 г. открылось вечернее отделение рабфака. К началу 1922/23 учебного года на дневное отделение рабфака было принято 380 слушателей, на вечернее — 141; 80% второго выпуска рабфака и 60% третьего выпуска поступили на первый курс Института.

В 1922 г. было утверждено новое Положение об Институте. Совет старост ликвидировали и заменили новыми студенческими организациями. Начавшийся процесс изменения социального состава студентов был одним из главнейших вопросов перестройки работы Института.

Другим важнейшим вопросом была решительная перестройка обучения в Институте. Требовалось создание новых учебных планов, пересмотр учебных программ и содержания преподаваемых дисциплин, изменение форм дипломного проектирования и производственной практики. Для подготовки полноценных инженеров, способных решать технические задачи восстановления и реконструкции транспорта, необходимо было изыскать наиболее приемлемые методы обучения пролетарской молодежи, отличавшейся недостаточной общеобразовательной подготовкой. Эту работу возглавил профессор Передерий.
В 1922/23 учебном году в соответствии с Положением о высшей школе в Институте было создано семь предметных комиссий, в которые, помимо профессоров и преподавателей, входили и студенты. Комиссии разрабатывали учебные планы и программы, вопросы методики преподавания, занимались распределением преподавателей по кафедрам, а также контролировали выполнение учебных планов. Каждая предметная комиссия объединяла несколько кафедр. Работу но перестройке Института, начатую Г.П. Передерием, продолжил новый ректор-профессор Арнольд.

Г.П. Передерий умер в Москве.