ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I
Факультеты
Факультеты
-
Автоматизация и интеллектуальные технологии (178)
Ученые факультета успешно работают над следующими научными проблемами:
- Разработка методов анализа и синтеза систем железнодорожной автоматики и телемеханики на микроэлектронной базе и ЭВМ; разработка методов и средств автоматизированного проектирования устройств автоматики; стандартизация и сертификация систем.
- Проектирование, строительство и эксплуатация волоконно-оптических линий связи, а также разработка и внедрение систем передачи информации, объединение общеслужебной и оперативно-технологических сетей на основе цифровых коммутационных станций; IP-телефония; ISDN сети связи.
- Расчет и моделирование цифровых каналов радиосвязи; разработка основ сертификации радиоустройств на железнодорожном транспорте; применение спутниковых систем навигации для управления движением поездов;
- Теория физических методов неразрушающего контроля; основы автоматизации неразрушающего контроля и диагностики; теоретические основы безопасности технических объектов.
- Методы и средства стохастических вычислений; защита информации в телекоммуникационных и компьютерных системах; Интеллектуальные системы. Компьютерная лингвистика.
- Фактографические информационно-поисковые системы на ж.д. транспорте.
- Математическое моделирование в экономике и управлении транспортом; вычислительная математика; теория вероятностей и ее приложения; теоретическая и ядерная физика; история естествознания и техники.
На факультете обучаются студенты из Германии, Польши, Венесуэлы, Шри-Ланка, Ливана, Марокко, Судана, Аргентины и др. стран.
Проводится совместная работа с институтом информатики Потсдамского университета (Германия), а также с институтами транспорта Варшавы (Польша) и Жилина (Словакия). Факультетом заключены договора и соглашения о сотрудничестве с известными фирмами: ADTRANZ, Siemens, IBM, ACER и др. На фирме Siemens проходят практику наши студенты, читаются лекции, проводится обмен учебными материалами. Ежегодно усилиями сотрудников факультета организуется международная конференция «ИНФОТРАНС»
-
Кафедра «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» (30)
Кафедра «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» образована 1 августа 1930 г. в ЛИИЖТе. С тех пор она является ведущей в отрасли.
Первый выпуск инженеров СЦБ (17 человек) состоялся в 1934 г. В дальнейшем подготовка инженеров не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны. За эти годы выпущено более 8500 инженеров, более 130 бакалавров, более 60 магистров, подготовлено 130 кандидатов и 12 докторов технических наук. Преподаватели и сотрудники кафедры внесли существенный вклад в методику подготовки инженеров по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». Ими написано 15 учебников и десятки учебных пособий, по которым учатся студенты всех отраслевых учебных заведений ОАО «РЖД». В 2009 г. при участии преподавателей кафедры выпущен первый международный учебник, изданный в Германии на английском языке.
Высокий научно-практический потенциал кафедры реализуется в практических разработках. При кафедре создан научно-исследовательский институт автоматики, являющийся одной из передовых проектно-конструкторских организации в отрасли. Штатный состав института превышает 150 человек. Многие преподаватели и студенты старших курсов, обучающиеся на кафедре, принимают участие в работе лабораторий института. Среди наиболее значимых работ, выполненных научным подразделением кафедры, являются:
- создание и внедрение на сети железных дорог России Системы диспетчерского контроля АПК-ДК;
- создание и внедрение на 50 станциях России, Казахстана и Литвы Релейно-процессорная централизация стрелок и сигналов ЭЦ-МПК;
- создание и внедрение на Октябрьской и Куйбышевской ж.д. Диспетчерской централизация ДЦ-МПК;
- создание и внедрение в Петербургском, Екатеринбургском, Нижегородском, Самарском, Минском метрополитенах Комплексной автоматизированной системы диспетчерского управления линий метрополитена;
- разработка и внедрение на всей сети железных дорог России Отраслевых стандартов «Безопасность ж.д. автоматики и телемеханики» и многие другие работы.
Тесные связи нашего университета с ОАО «РЖД» выражаются и в том, что ежегодно вуз принимает на обучение студентов по целевым направлениям предприятий железнодорожного транспорта, на которых выпускники в последствии будут трудоустроены.
Студенты-целевики получают тему дипломного проекта по заданию предприятия, на котором они будут в дальнейшем трудоустроены, и имеют двух руководителей: от кафедры и от производства. Темами дипломных проектов таких студентов, как правило, является оборудование реальных участков железной дороги или реальных станций современными СЖАТ. Студенты, обучающиеся без целевого направления, выполняют дипломные проекты по темам, предлагаемым кафедрой. Эти темы связаны, прежде всего, с научно-исследовательскими работами, которые охватывают широкий круг проблем создания, проектирования и эксплуатации СЖАТ.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются производство, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт устройств и систем автоматики и телемеханики станций, перегонов магистрального железнодорожного, промышленного транспорта и метрополитенов, разработка проектной и нормативной технической документации, изготовление, сборка, испытания новых образцов систем обеспечения движения поездов.
Перед выпускниками кафедры открываются большие перспективы работы в компаниях и предприятиях Санкт-Петербурга, ведущих передовые разработки, проектирование и обслуживание систем железнодорожной автоматики, а также успешной карьеры в крупнейшей компании Российской Федерации — ОАО «РЖД». Ежегодно несколько студентов кафедры проходят стажировку на ведущих предприятиях Германии — DB и Siemens.
-
Кафедра «Высшая математика» (21)
Преподавание математики в техническом вузе в большой степени определяет качество фундаментальной подготовки будущего специалиста. В то же время одной из важнейших составляющих является здесь прикладная направленность курса высшей математики. Кафедра «Высшая математика» в Университете путей сообщения обеспечивает общематематическую подготовку на факультетах «Транспортное строительство», «Промышленное и гражданское строительство», «Автоматизация и интеллектуальные технологии», «Транспортные и энергетические системы», «Управление перевозками и логистика», «Экономика и менеджмент».
Преподаватели кафедры — профессиональные математики, получившие образование на математических факультетах университетов. Это положительно повлияло на укрепление связей со специальными выпускающими кафедрами, обогатило курс математики методами и примерами, соответствующими различным специальностям транспортного вуза. Учебный процесс обеспечен развернутыми учебными программами, которые согласованы с методическими комиссиями факультетов. Разработано и постоянно модернизируется методическое обеспечение по различным разделам курса (учебные пособия, методические указания, индивидуальные задания, программное обеспечение лабораторных работ и др.).
Осуществляется обучение студентов всех специальностей и специализаций факультетов университета (АИТ, ПГС, ТС, ТЭС, УПЛ и ЭиМ) по дисциплине «Математика», проводится обучение студентов факультета безотрывных форм обучения. Кроме того, кафедра проводит подготовку по элементарной математике, а также по линии дополнительного довузовского образования по математике, работает со школьниками Петербурга и других регионов. Аспиранты и соискатели кафедры повышают свою квалификацию и защищают диссертации.
Проводится совместная работа с институтом информатики Потсдамского университета (Германия), а также с институтами транспорта в Варшаве.
-
Кафедра «Информатика и информационная безопасность» (18)
Направления научно-практической деятельности кафедры
- Разработка методического и программного обеспечения для проектирования профилей защиты и выбора рационального состава комплекса средств защиты информации для автоматизированных информационных систем, создание интеллектуальных систем управления информационной безопасностью;
- Создание методического обеспечения и интеллектуальных средств аудита информационной безопасности и анализа информационных рисков;
- Разработка криптоалгоритмов для высокоскоростных систем связи;
- Разработка интеллектуальных средств обнаружения вторжений и распознавания недекларированных возможностей в инфокоммуникационных системах, верификации и сертификации защищенного программного обеспечения и протоколов информационного обмена;
- Разработка защищенных интеллектуальных систем управления и обеспечения безопасности движения, систем технической диагностики подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры в реальном масштабе времени, систем управления качеством персонала на основе технологий управления знаниями;
- Коллективом кафедры разработан программный комплекс автоматического распознавания недекларированных возможностей «ЭКСПЕРТ-ОАЗИС», являющийся инструментальным средством второго поколения (средством с интеллектуальными свойствами), который награжден золотой медалью Национальной отраслевой премии «За Укрепление Безопасности России» в 2007 г.;
- Результаты научных исследований кафедры используются в Департаменте безопасности ОАО «РЖД», на Октябрьской, Горьковской, Северо-Кавказской и других железных дорогах России, в учебных заведения России и странах СНГ.
-
Кафедра «Информационные и вычислительные системы» (28)
Сегодня мир стремительно меняется, и современные информационные и интеллектуальные технологии становятся основой цифровой экономики, проникая во все сферы нашей жизни. Кафедра «Информационные и вычислительные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I занимает центральное место в подготовке специалистов, способных проводить цифровую трансформацию транспортной отрасли и реализовывать самые передовые технические идеи.
История кафедры началась в 1961 году, когда её основал Александр Александрович Эйлер, а первый выпуск специалистов состоялся уже в 1963 году, ознаменовав начало большого пути развития кафедры и Университета.
Сегодня кафедра — это коллектив высококвалифицированных специалистов преподавательский состав которого включает 3 докторов наук, 2 профессоров, 13 кандидатов наук и 8 доцентов. Самые опытные из них входят в состав Проектного офиса по цифровой трансформации университета и занимаются разработкой информационных систем и цифровых сервисов, что способствует повышению уровня цифровой зрелости Университета. Студенты кафедры активно участвуют в этих проектах и демонстрируют свой творческий подход и неординарные способности.
Кафедра предлагает образовательные программы для подготовки бакалавров, магистров и аспирантов по направлениям «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии на транспорте» и «Компьютерные науки и информатика». Для студентов других направлений подготовки кафедра организует курсы по дисциплине «Информатика», а также готовит команды для участия в региональных, всероссийских и международных олимпиадах по информатике.
Современные направления обучения на кафедре включают такие дисциплины, как анализ и обработка больших данных, дополненная и виртуальная реальность, разработка чат-ботов и программных роботов, нейронные сети и искусственный интеллект. Получив знания и опыт в этих областях, студенты выходят подготовленными к работе в команде и готовы применять инновации в своих будущих проектах.
Студенты кафедры получают не только всестороннюю теоретическую подготовку, но и приобретают реальный практический опыт благодаря стажировкам в ведущих IT-компаниях Санкт-Петербурга. Эти стажировки помогают будущим специалистам познакомиться с условиями и задачами, которые они будут решать после окончания учёбы.
Выпускники кафедры уверенно вступают в профессиональную жизнь, обладая всеми необходимыми компетенциями для успешной работы в области информационных технологий. Они вносят значительный вклад в развитие цифровой экономики России.
Во время обучения студенты активно участвуют в научно-практических конференциях и инновационных проектах, таких как: цифровая трансформация университета, переход к новым бизнес-моделям, использование современных подходов в управлении данными и внедрение цифровых технологий. Также студенты занимаются разработкой проектов на различных программных платформах, созданием решений на основе искусственного интеллекта и нейросетей, программных роботов, технологий виртуальной и дополненной реальности, большими данными и прогнозной аналитикой, а также разработкой приложений на языках высокого уровня и цифровых сервисов.
Отличительной особенностью образовательного процесса кафедры является стопроцентное трудоустройство наших выпускников. Дипломированные специалисты успешно работают в крупнейших государственных корпорациях и компаниях страны, среди которых «РЖД», «Газпром», Сбербанк, Альфа-банк, Mail.ru, Яндекс, МТС и многие другие.
Технологии будущего создаются нашими студентами прямо сейчас. Присоединяйтесь к нам! Реализуйте свои самые амбициозные идеи и проекты. Станьте частью команды настоящих профессионалов!
Наши IT-специалисты — это движущая сила развития цифровой экономики страны!
-
Кафедра «Теоретические основы электротехники и энергетики» (37)
Кафедра ведет подготовку специалистов, реализует программы подготовки научно-педагогических и научных кадров (бакалавриат, магистратура, докторантура, аспирантура, стажировки, учеба в институте повышения квалификации ПГУПС). Студенты и аспиранты активно участвуют в научно-исследовательской работе, в том числе в развитии кафедральной научной школы «Прикладная электродинамика сплошных сред».
Выпускники кафедры по направлениям: 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника» и 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» работают на тепловых электрических станциях руководителями и мастерами котельных и участков тепловых сетей, энергетиками и начальниками теплосиловых цехов на заводах и фабриках, а также в локомотивных и вагонных депо. Часть выпускников занимаются научной и проектной деятельностью в котло-турбинном институте, дизельном институте, институте «Газоочистка» и в других организациях.
-
Кафедра «Электрическая связь» (32)
В современных условиях, когда телекоммуникации являются одной из самых быстроразвивающихся и высокотехнологичных отраслей экономики, к уровню образования специалистов в области телекоммуникаций предъявляются особые требования. Востребованы специалисты, которые наряду с вопросами организации современных систем связи обладают общесистемными знаниями в области информационных технологий, способные решать задачи масштабной модернизации, системного проектирования сетей и внедрения новейших телекоммуникационных услуг.
Подготовка высококвалифицированных специалистов такого уровня осуществляется на кафедре «Электрическая связь». Выпускники кафедры востребованы на железнодорожном транспорте; в организациях, осуществляющих операторскую деятельность, а также строительство и проектирование телекоммуникационных сетей на территории РФ, таких как Центральная станция связи ЦСС — филиал ОАО «РЖД», ОАО «Транстелеком», «Гипротранссигналсвязь» — филиал ОАО «Росжелдорпроект», ОАО «МобильныеТелеСистемы» (МТС), «МегаФон».
Кафедра «Электрическая связь» в учебном процессе объединяет три основных направления в телекоммуникациях: линии оптической и электрической связи, системы автоматической коммутации, многоканальные цифровые системы передачи.
В рамках указанных направлений предусматривается изучение:
- вопросов построения и эксплуатации транспортных сетей с использованием волоконно-оптических линий связи;
- современных волоконно-оптических цифровых систем передачи PDH, SDH c использованием волнового уплотнения;
- современных коммутационных станций;
- современных систем диспетчерской связи;
- систем широкополосного доступа ADSL, PON, WiMAX;
- элементов сети общеканальной сигнализации № 7;
- протоколов IP-телефонии: SIP, H.323, MGCP;
- систем мониторинга и администрирования сетей связи на базе TMN;
- методов оценки и обеспечения качества обслуживания;
- современного оборудования электропитания устройств связи;
- основ управления предприятиями связи;
- построение систем и сетей передачи данных.
Кафедра располагает двумя лекционными аудиториями, оснащенными современным мультимедийным оборудованием, а также 12-ю лабораторными кабинетами, оборудование которых соответствует последним поколениям техники связи мирового уровня и идентично оборудованию, применяемому сейчас на железных дорогах ОАО «РЖД» и у ведущих операторов связи.
Организованы два специализированных дисплейных класса для освоения современных технологий эксплуатации и управления средствами связи.
-
Кафедра «Электроснабжение железных дорог» (14)
В настоящее время потребность предприятий промышленности и транспорта, а также научно-производственных фирм и проектных организаций в высококвалифицированных сотрудниках, имеющих техническое образование, постоянно растет. Одним из вариантов обеспечения востребованности на рынке труда является получение образования по специальности «Электроснабжение железных дорог».
Уровень подготовки позволяет выпускникам работать в производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской и исследовательской сферах деятельности.
Во время обучения некоторые студенты участвуют в Международных научно-практических конференциях, симпозиумах и студенческих проектах, посвященных электрификации.
Выпускников специальности ждут в энергетических подразделениях ОАО «РЖД», на предприятиях, эксплуатирующих энергоустановки и линии электропередачи, а также в научно-исследовательских институтах и проектных организациях, разрабатывающих перспективные виды электроподвижного состава и устройств электроэнергетики, таких как НИИЭФА — Энерго, ОАО «Ленгипротранс», «Универсал — контактные сети».
-
Промышленное и гражданское строительство (107)
Обучение специалистов — строителей ведется в Институте с момента его основания в 1809 году. Известным строителем и архитектором своего времени был и первый директор ИКИПС А.А. Бетанкур (1758 — 1824). В институте преподавали архитектуру и строительное искусство такие известные ученые, как М.С. Волков, Тома де Томон, авторы и строители многих знаменитых зданий и сооружений Санкт-Петербурга и России, П.П. Жако, первый составивший курс по дисциплине «Гражданская архитектура». На факультете более 150 преподавателей, среди которых более 80% имеют научные звания и степени, а каждый пятый имеет научное звание профессора и степень доктора наук. Все они являются квалифицированными специалистами в своей области, ведут большую научно-исследовательскую, педагогическую и практическую работу, передают знания и опыт студентам.
В распоряжении студентов факультета имеется современная лабораторная база с разнообразным специализированным оборудованием. Аудитории оснащены современной вычислительной техникой, позволяющей проводить занятия по компьютерному моделированию. Студенты решают вопросы, связанные с расчетами и конструированием, организацией планирования и управления строительным производством.
В состав факультета входят 8 кафедр: «Архитектурно-строительное проектирование», «Строительные конструкции, здания и сооружения», «Основания и фундаменты», «Строительные материалы и технологии», «Техносферная и экологическая безопасность», «Водоснабжение, водоотведение и гидравлика», «Инженерная химия и естествознание», «Физика».
Трудоустройство выпускников: Процент трудоустройства выпускников факультета ежегодно превышает 98%.
-
Кафедра «Архитектурно-строительное проектирование» (11)
-
Кафедра «Водоснабжение, водоотведение и гидравлика» (15)
Основные задачи
- Увеличение объёма НИР. Участие в разработках научно-технических вопросов ЖКХ ведущих организаций в СПб и России («Ленгипроинжпроект», ГУП «Водоканал СПб», «Ленгипротранс» и др.).
- Подготовка научно-педагогических кадров в соответствии с потребностями кафедры.
- Повышение квалификации преподавателей в зарубежных и отечественных организациях с отрывом от производства.
- Международное сотрудничество с родственными вузами Беларуссии, Украины, Узбекистана, Финляндии в соответствии с программами международного сотрудничества по линии РЖД и ГУП «Водоканал СПб».
- Поддержание компьютерной базы на уровне потребностей времени. Оснащение лаборатории гидравлики и водоснабжения мультимедийными комплексами.
- Реализация комплексного плана воспитательной работы и плана социального развития Университета.
Основные научно-практические направления
- Гидравлический удар в напорных трубопроводах и разработка противоударных устройств.
- Технология тонкослойного отстаивания и адсорбционной очистки природных и сточных вод.
- Разработка ЭХА-технологий обеззараживания и оборудования для питьевой воды, дезинфекции трубопроводов и сооружений.
- Компьютерные технологии в водопроводно-канализационном хозяйстве.
- Совершенствование нормативной базы в области водоотведения.
-
Кафедра «Инженерная химия и естествознание» (12)
В состав кафедры входят
- Лаборатории общей химии.
- Лаборатория микробиологии, где проводятся практические и лабораторные работы по микробиологии и концепциям современного естествознания.
- Лаборатория химии воды.
- Экологическая лаборатория, специализирующаяся на оценке химической безопасности перевозки опасных грузов.
- Лаборатория физико-химических исследований.
- Специализированная телевизионная аудитория им. Д.И. Менделеева, где проводятся различные вузовские конференции, в том числе ежегодный фестиваль «Неделя науки», презентации, лекции по курсу Общей Химии и Концепции современного естествознания. Студенты имеют возможность просмотреть научно-популярные фильмы по таким разделам курса, как «Физическая картина мира», «Астрономия», «Космология», «Генезис».
- Аккредитованный испытательный центр «СОКРАТ»
-
Кафедра «Основания и фундаменты» (16)
На кафедре успешно ведется научно-исследовательская работа. За последние годы было реализовано более 100 договоров на общую сумму более 100 млн. рублей. Заказчиками работ являлись Комитет по строительству администрации Санкт-Петербурга, ОАО «Российские железные дороги», Петербургский метрополитен, НПО «Геореконструкция — Фундаментпроект», различные строительные фирмы города, области и Северо-Запада РФ. Эти исследования проводились на различных объектах, в том числе уникальных зданий — памятников архитектуры Петербурга. В их числе Константиновский дворец в Стрельне, Большой Меньшиковский дворец в Ораниенбауме, Мариинский театр, Смольный собор, здание Адмиралтейства и др.
Научные исследования осуществляются по следующим направлениям:
- геотехническое моделирование совместной работы системы: основание, фундамент, надземное сооружение;
- инженерные, геологические и гидрологические изыскания;
- проектирование фундаментов зданий, сооружений с учетом предельного состояния грунтов;
- расчет оснований с учетом нелинейной работы грунтов;
- разработка геотехнического регламента по сохранению окружающей застройки;
- методы исследования свойств грунтов с использованием «АСИС», как основы для численного моделирования;
- возведение подземных сооружений с учетом геотехнических факторов риска;
- теоретические основы геотехнических расчетов для реконструкции и нового строительства;
- разработка новых методик по исследованию, изысканию, расчету, проектированию при решении сложных геотехнических задач в области гражданского, промышленного и железнодорожного строительства.
Кафедра участвует в международных конгрессах и семинарах по геотехнике, постоянно организует и проводит научно-практические конференции. Проведено 11 международных конференций, в которых участвовали специалисты из 65 стран мира (2001, 2005, 2008, 2011, 2012, 2014, 2016 гг.).
-
Кафедра «Строительные конструкции, здания и сооружения» (12)
В настоящее время на кафедре успешно работают 3 доктора наук (Абу-Хасан М.С., Пегин П.А., Талантова К.В.), 6 доцентов (Веселов В.В., Куправа Л.Р., Никонова Н.В., Сокольников В.В., Курлапов Д.В., Илюнин В.А.), 1 старший преподаватель (Чарник Д.Г.).
На кафедре обучается 14 аспирантов.
Все аудитории кафедры оснащены компьютерами и проекторами.
-
Кафедра «Строительные материалы и технологии» (26)
Создание в России современной конкурентоспособной экономики и международная интеграция в промышленности и торговле тесно связаны с развитием стандартизации, метрологии и сертификации. С каждым годом возрастает их роль и статус как инструментов обеспечения качества и безопасности продукции, работ и услуг, снижения технических барьеров в торговле, что становится особо актуальным в связи с членством нашей страны в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества и вступлением в ВТО.
Выпускники кафедры занимаются разработкой методов и правил нормирования параметров продукции, услуг и технологических процессов, нормативно-технической документации и систем менеджмента качества, методов и средств испытаний и контроля качества продукции и процессов, систем сертификации и управлением качества, разработкой и внедрением бережливого производства.
В Университете силами выпускников — работников Управления по качеству Университета, разработана и с 2007 года сертифицирована система менеджмента качества на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000, в 2010 и 2013 годах успешно пройдена ее ресертификация на соответствие ISO 9001:2008.
-
Кафедра «Физика» (13)
Физика в техническом ВУЗе является одной из важнейших дисциплин, дающих фундаментальную подготовку современному инженеру, способному в дальнейшем работать в различных отраслях промышленности и транспорта.
Кафедра физики дает широкопрофильную подготовку студентов всех факультетов ПГУПС в области физики и тем самым создает необходимую базу знаний для освоения любой выбранной специальности. Достигается это благодаря тому, что курс физики включает разделы, которые в первую очередь необходимы для специализации в самых перспективных областях промышленности и транспорта и успешной научной и производственной деятельности в развитии передовых технологий.
Процесс обучения на кафедре «Физика» базируется на чтении лекций, проведении лабораторных, практических и семинарских занятий.
В период обучения студенты усваивают методы теоретических и экспериментальных исследований, методологию системного подхода в планировании, проектировании, разработке новых технологий. Этому способствует участие студентов в научно-исследовательской работе, проводимой на кафедре, разработке новых лабораторных установок, участие в конференциях, университетских и межвузовских олимпиадах по физике, ежегодных «Днях науки».
Преподаватели кафедры читают лекции и проводят занятия со студентами всех форм обучения, со студентами подготовительного факультета, факультета повышения квалификации, со школьниками подшефных школ.
-
Транспортное строительство (155)
Основанный в 1920 году, факультет выпускает специалистов по изысканиям, проектированию, строительству и содержанию инфраструктуры железных и автомобильных дорог, специалистов в области мостостроения, тоннелестроения и метростроения, а также в области землеустройства и кадастров недвижимости.
Факультет «Транспортное строительство» сегодня — это 8 кафедр, имеющих современную материально-техническую базу, учебные лаборатории, компьютерные классы, более 1200 студентов и около 150 преподавателей, в числе которых — 20 докторов наук и профессоров.
В процессе формирования специалиста большое значение имеет закрепление теоретических знаний, полученных в стенах Университета. С этой целью студенты проходят практики: геодезическую, гидрологическую, геологическую и производственную. Во время практики студенты успешно осваивают основы профессии.Большое внимание уделяется целевой подготовке специалистов по направлению предприятий ОАО «РЖД» и других транспортных и строительных организаций. Студенты целевого обучения после окончания Университета имеют гарантированное место работы, получают материальную поддержку от предприятий в период обучения.
-
Кафедра «Железнодорожный путь» (23)
-
Кафедра «Изыскания и проектирование железных дорог» (19)
-
Кафедра «Инженерная геодезия» (13)
<h2>Направления деятельности:</h2>
<ul><li>геодезическое обеспечение строительства, реконструкции и эксплуатации транспортных и инженерных сооружений — объектов железнодорожного транспорта, внеклассных вантовых мостов и тоннелей;</li>
<li>разработка технологий определения деформаций инженерных сооружений на различных стадиях строительства и после его окончания;</li>
<li>построение высокоточных разбивочных сетей для строительства, с применением высокоточного оборудования, в том числе спутниковой геодезической апаратуры;</li>
<li>межевание земель различного назначения и кадастр объектов недвижимости.</li></ul>
<h2>Научная работа</h2>
В настоящее время основными направлениями научной работы кафедры являются:
<ul>
<li>геодезическое обеспечение строительства, реконструкции и эксплуатации транспортных инженерных сооружений - объектов железнодорожного транспорта, внеклассных мостов и тоннелей;</li>
<li>геодезический мониторинг инженерно-технических объектов;</li>
<li>технологии использования спутниковых измерений для построения высокоточных геодезических разбивочных сетей и решения задач прикладного характера;</li>
<li>высокоточное геодезическое обеспечение кадастра объектов недвижимости.</li>
</ul>
<h2>Наиболее значимые результаты научной деятельности</h2>
<p>Технологии и методы геодезического обеспечения были применены при строительстве всех вантовых мостов на территории стран СНГ (города Череповец, Рига, Киев, Сургут, Санкт-Петербург, Владивосток), а также крупных мостовых переходов в Москве, Омске, Комсомольске-на-Амуре, Березниках, Котласе, Ханты-Мансийске, путепроводов, входящих в кольцевую автодорогу Санкт-Петербурга и многих других.</p>
<p>Осуществлялось геодезическое обеспечение строительства Канонерского автодорожного тоннеля в Санкт-Петербурге, единственного в стране сооруженного методом опускных железобетонных секций.</p>
<p>Предложена эквидистантная координатная проекции для железной дороги и других линейных сооружений.</p>
<p>Реализуются методы геодезического обеспечения кадастра объектов недвижимости на основе сочетания спутниковых и наземных технологий.</p> -
Кафедра «Механика и прочность материалов и конструкций» (22)
Направления работы
- подготовка студентов всех факультетов ПГУПС в области науки о прочности для дальнейшего изучения предметов выпускающих кафедр;
- научно-исследовательские работы, конструирование и проектные работы в области машиностроения, промышленного и гражданского строительства;
- испытательные работы на базе Механической лаборатории им. профессора Н.А. Белелюбского;
- курсы повышения квалификации по дисциплинам прочностного цикла.
Сотрудники кафедры выполняют конструкторские и проектные работы в области машиностроения, промышленного и гражданского строительства с применением современных вычислительных средств и программного обеспечения на основе метода конечных элементов, научно-исследовательские работы в области механики деформированного твердого тела.
Специалисты кафедры принимают активное участие в обследовании зданий и сооружений, проектировании куполов, шпилей, колокольных систем не только для Санкт-Петербурга, но и других регионов России.
-
Кафедра «Мосты» (20)
Кафедра регулярно проводит послевузовскую подготовку, а также повышение квалификации инженерно-технических работников профильных организаций по перспективным направлениям мостостроения. С привлечением студентов, аспирантов и своих выпускников разных лет, кафедра организует и проводит международные семинары и научно-практические конференции, посвященные актуальным вопросам проектирования, строительства и эксплуатации инженерных сооружений.
Основными научными направлениями деятельности кафедры «Мосты» и обучающихся на ней студентов являются:
- обследование и испытание мостов с разработкой рекомендаций по повышению надежности и долговечности искусственных сооружений;
- исследование работы разводных мостов;
- совершенствование проектирования железнодорожных мостов для условий высокоскоростного движения;
- автоматизация проектирования мостов.
Для этого в распоряжении кафедры имеется необходимая лабораторная база и современная вычислительная техника.
Специалистами кафедры в разные годы проводились и проводятся научно-исследовательские работы в области:
- разработки новых конструктивных решений пролетных строений мостов на скоростных и высокоскоростных магистралях;
- исследования динамического взаимодействия подвижного состава и искусственных сооружений;
- обследования, испытания и специальных наблюдений разводных мостов Санкт-Петербурга;
- диагностики эксплуатируемых мостов Северо-Западного региона России и др.
За период существования кафедры «Мосты» ее коллектив принимал активное участие в проектировании, строительстве и реконструкции большого числа сооружений, в числе которых практически все мосты Санкт-Петербурга.
-
Кафедра «Начертательная геометрия и графика» (12)
Кафедра готовит высококвалифицированных специалистов, владеющими графическими методами решения инженерных задач и современными компьютерными технологиями. Преподаватели развивают современные технологии преподавания графических дисциплин и сохраняют теоретические основы начертательной геометрии. Одна из основных педагогических задач кафедры — выработать у студентов навыки правильного чтения чертежей и выполнения графических работ, в частности создавать конструкторские документы с использованием CAD-технологий.
Одним из направлений научно-исследовательских работ является история науки и техники, в том числе становление и развитие методов изображения. По этой тематике вышло в свет 7 монографий, защищены докторская (Б.Ф. Тарасов) и кандидатская диссертации (Н.А. Елисеев). Сотрудники кафедры участвуют в работе секции начертательной геометрии, графики и автоматизации проектирования Дома ученых им. М. Горького и секции истории транспорта Cанкт-Петербургского отделения Национального комитета истории и философии науки и техники Российской Академии наук.
Большое внимание уделяется изданию учебников, учебных пособий и методических указаний, в том числе в электронном виде. За последние пять лет издано 7 монографий, 16 учебных пособий, 91 научная статья, 19 материалов конференций. Среди учебных пособий, ряд изданий посвящено компьютерному моделированию.
-
Кафедра «Строительство дорог транспортного комплекса» (30)
Научно-технические направления
На кафедре созданы и действуют три научные школы, взаимно дополняющие друг друга:
- Исследование динамического воздействия поездов на грунты земляного полотна железных дорог, искусственное их закрепление;
- Организация строительства новых и реконструкции существующих железных дорог;
- Технология строительства и содержания зданий и сооружений.
-
Кафедра «Тоннели и метрополитены» (20)
Кафедра является ведущей в подготовке специалистов для отрасли и выполняет на базе лаборатории моделирования тоннелей значительный объем научно-исследовательских работ для различных организаций, связанных с подземным строительством.
-
Транспортные и энергетические системы (150)
Выпускники факультета «Транспортные и энергетические системы» занимаются эксплуатацией и ремонтом подвижного состава, погрузо-разгрузочных, строительных и путевых машин, автомобилей, теплосиловых установок, созданием и конструированием машин и систем, а также менеджментом производства. За годы существования факультета подготовлено более 15 тысяч высококвалифицированных специалистов. Многие из них занимали и занимают высокие ответственные посты: О.А. Виролайнен, В.Г. Григоренко, В.П. Рютин, М.В. Сапетов, В.Я. Сутенс, А.М. Шевцов, А.А. Овелян, М.И. Денисов и другие.
Годом основания Тягового факультета (позднее – Механического, а ныне – «Транспортные и энергетические системы»), стал 1929.
Учёными факультета в разные годы были достигнуты успехи:
- впервые в мире организованы тягово-теплотехнические испытания паровозов, созданы первые опытные образцы магистральных тепловозов с электрической и механической передачами мощности. По инициативе и при участии в 1932 году было создано первое в мире тепловозное депо (Ашхабад). Начаты работы по созданию гидроаппаратов для тепловозов и судов, спроектирован двухтактный тепловозный дизель, не имевший в то время аналогов, участие в создании паровозов с конденсацией пара (СОК) и экипажей паровозов серии ИС, ФД; созданы и испытаны первые варианты автомашиниста для грузового поезда, создан первый отечественный электронный цифровой локомотивный скоростемер;
- совместно с Калининским вагоностроительным заводом была разработана конструкция гидравлического гасителя колебаний, нашедшего широкое применение на подвижном составе; предложены рациональные схемы рессорного подвешивания скоростных пассажирских («Русская тройка» и ЭР-200) и грузовых вагонов, электропоездов и локомотивов; разработан целый ряд уникальных испытательных стендов; участие в отработке конструктивных элементов тележек высокоскоростного поезда «Сокол»; создано несколько десятков моделей вагонов с технико-экономическими показателями, относящимися к вагонам нового поколения; разработаны принципиально новые технологии ремонта грузовых вагонов с продлением сроков их службы; выполнены работы по обследованию и продлению срока службы эскалаторов и вагонов Петербургского метрополитена;
- созданы новые путевые и строительные машины и приборы, испытательные стенды, смазочные материалы, подшипники и манжетные уплотнения, приводы вагонных генераторов, карданные валы, насосы и др. Создана ведущая в стране научная школа по механизированным путевым машинам и инструментам;
- выполнен большой объем исследовательских и внедренческих работ по повышению срока службы дисковых тормозов, шлицевых соединений, деталей цилиндропоршневой группы дизелей, трущихся поверхностей автосцепки и других деталей подвижного состава, повышению износостойкости колёсных пар.
- впервые в мире организованы тягово-теплотехнические испытания паровозов, созданы первые опытные образцы магистральных тепловозов с электрической и механической передачами мощности. По инициативе и при участии в 1932 году было создано первое в мире тепловозное депо (Ашхабад). Начаты работы по созданию гидроаппаратов для тепловозов и судов, спроектирован двухтактный тепловозный дизель, не имевший в то время аналогов, участие в создании паровозов с конденсацией пара (СОК) и экипажей паровозов серии ИС, ФД; созданы и испытаны первые варианты автомашиниста для грузового поезда, создан первый отечественный электронный цифровой локомотивный скоростемер;
-
Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» (25)
Кафедра готовит специалистов по специальности «Подвижной состав железных дорог» со специализациями «Грузовые вагоны», «Пассажирские вагоны» и «Технология производства и ремонта подвижного состава железных дорог» в соответствии действующим образовательным стандартом.
В помещениях кафедры созданы оригинальные учебные и научные лаборатории с современным оснащением и разнообразной исследовательской аппаратурой.
При кафедре работает Научно-исследовательская лаборатория «Динамика вагонов» им. проф. Челнокова и созданный в 2010 году Научно-исследовательский центр (НИЦ) «Вагоны».
Научная работа кафедры касается всех областей создания, производства, эксплуатации и ремонта пассажирских и грузовых вагонов, высокоскоростного подвижного состава, перспективных систем городского транспорта и механики рельсовых экипажей, инновационного подвижного состава.
Выпускники кафедры трудятся на предприятиях вагонного и пассажирского хозяйства железных дорог, в службах железных дорог и департаментах ОАО «РЖД», вагоностроительных и вагоноремонтных заводах, предприятиях промышленного и городского транспорта, в различных компаниях, имеющих собственный подвижной состав, а также в других отраслях промышленности и транспорта как на территории России, так и за рубежом. Тысячи выпускников кафедры стали высококвалифицированными специалистами, научными и педагогическими работниками, руководителями различного уровня на производстве, конструкторами, технологами.
-
Кафедра «Локомотивы и локомотивное хозяйство» (17)
Кафедра проводит по очной и заочной формам обучения все виды учебных занятий на основе утвержденных образовательных стандартов. Специалисты подразделения организуют и руководят научно-исследовательской работой студентов, курсовым и дипломным проектированием, способствуя приближению условий их проведения к реальным условиям производственной и исследовательской деятельности.
Кафедра осуществляет подготовку и повышение квалификации научно-педагогических кадров. Устанавливает творческие связи с кафедрами других вузов; изучает, обобщает и распространяет опыт работы лучших преподавателей; оказывает помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством.
-
Кафедра «Наземные транспортно-технологические комплексы» (49)
-
Кафедра «Техносферная и экологическая безопасность» (23)
Основные направления будущей профессиональной деятельности:
- управление системой безопасности труда на предприятиях;
- работа в контрольных и надзорных органах по обеспечению безопасности труда;
- система подготовки и профессионального обучения по вопросам безопасности труда и экологической безопасности;
- обеспечение экологической безопасности производства;
- научные исследования в области безопасности труда и экологии, создание систем информационного обеспечения в социальной и технической сферах; разработка систем искусственного интеллекта;
- организация и управление природоохранной работой на предприятиях и территориально-промышленных комплексах;
- экспертиза проектов, технологий и производств.
Выпускники работают в различных отраслях:
- предприятия и органы управления ОАО «РЖД» и других видов транспорта;
- промышленные предприятия и строительство;
- негосударственные экономические объединения и частный бизнес;
- муниципальные, ведомственные и общественные структуры по контролю и надзору за безопасностью труда;
- учебные заведения всех уровней (от учебных комбинатов до вузов).
На протяжении четырех лет обучения студенты проходят учебную, производственную и преддипломную практику на предприятиях ОАО «РЖД» и других ведомств (по выбору). Студенты участвуют в научно-исследовательской деятельности кафедры. Результаты работы студентов докладываются на международных и российских конференциях, печатаются в научных сборниках трудов.
Преподаватели, научные сотрудники и аспиранты кафедры активно участвуют в работе различных международных конференций и выставок. Их работа отмечена многочисленными наградами и Дипломами. Уже традиционной стала проводимая кафедрой международная конференция «Техносферная и экологическая безопасность» (ТЭБТРАНС).
-
Кафедра «Электрическая тяга» (33)
Научно-исследовательская работа кафедры проводится по следующим основным научным направлениям:- научно-технические услуги по технической экспертизе;
- расчеты тормозных путей нового подвижного состава;
- разработка документации на технологические процессы;
- создание трехмерных моделей конструкций локомотивов для мобильных приложений, электронных формуляров, дистанционного обучения;
- разработка электронных технических формуляров (машиниста, помощника машиниста и т.п.);
- создание автоматизированных программ нормирования расхода электроэнергии для электрического подвижного состава;
- внедрение комплексной системы контроля качества на железнодорожном предприятии;
- оборудование автоматизированного бесконтактного сбора данных с составов о состоянии узлов и агрегатов;
- микромаркировка узлов и агрегатов для исключения контрафактной продукции;
- создание единой базы данных с развернутым анализом отказов;
- создание иерархической структуры контроля качества;
- разработка диагностического и испытательного оборудования для оснащения депо;
- разработка проектов модернизации по замене традиционных аккумуляторных батарей литий-железо-фосфатными батареями с автоматической системой защиты;
- проектирование зарядных станций для литий-ионных батарей и кислотных батарей типа AGM и GEL;
- расчет энергооптимальных режимов движения поездов для разных вариантов графика движения;
- разработка рекомендаций по оптимизации графика движения;
- организация и совершенствование корпоративной системы научно-технической информации;
- подготовка презентаций выступлений с использованием современной 3-D графики и анимации;
- расчет энергооптимальных режимов движения поездов с асинхронным тяговым приводом;
- ежемесячный (периодический) мониторинг зарубежной и отечественной технической информации по тематике определяемой заказчиком (электрический подвижной состав).
-
Управление перевозками и логистика (104)
Факультет включает в себя пять кафедр, в том числе три выпускающие. За период своего существования факультет подготовил более 15 000 инженеров, в том числе более 500 человек для 27 зарубежных стран (Германии, Китая, КНДР, Кубы, Монголии, Польши, Сирии и др.). Учебные занятия на факультете ведут заслуженные работники транспорта и высшей школы, профессора и доценты, доктора и кандидаты наук.
Факультет располагает уникальной учебно-лабораторной базой, включающей учебные и научно-образовательные центры, компьютерные классы и специализированные аудитории.
Среди выпускников факультета
- Министры путей сообщения: Б.П. Бещев, И.Г. Павловский, В.Н. Морозов.
- Директор ФСБ России: А.В. Бортников.
- Заместители министра путей сообщения: Н.А. Белогуров, В.Л. Белозеров, В.П. Иванов, В.И. Ковалев, П.К. Лемещук.
- Начальники железных дорог: П.Н. Гарцуев, В.Н. Голоскоков, Б.И. Зикеев, А.П. Иванов, А.А. Краснощек, Я.Н. Кривенко, А.П. Кузнецов, П.В. Леонтьев, М.А. Осинцев, А.В. Охремчик, А.С. Петров, А.И. Платонов, Г.А. Порох, К.С. Симонов, Г.В. Тарунин, В.В. Чубаров, А.О. Шутов.
- Первый заместитель Генерального директора ОАО «РЖД» Краснощек А.А., Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Центральной дирекции инфраструктуры Верховых Г.В., Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Дирекции тяги Валинский О.С.
Среди выпускников факультета также многие начальники департаментов ОАО «РЖД» и МПС, заместители начальников железных дорог, начальники и заместители начальников служб железных дорог; директоры проектных организаций.
Многие выпускники факультета являлись и являются крупнейшими учеными в области транспорта, среди них академик В.Н. Образцов, доктора наук, профессора Бернгард К.А., Кочнев Ф.П., Сотников Е.А., Угрюмов А.К., Кудрявцев В.А., Ефименко Ю.И., Маликов О.Б., которые внесли огромный вклад в становление и развитие науки об эксплуатации железных дорог, проектирование железнодорожных станций и узлов. Среди ныне действующих преподавателей факультета есть ведущие специалисты в области управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте: профессора Котенко А.Г., Грошев Г.М., в области проектирования железнодорожных станций и узлов: профессор Рыбин П.К.; в области логистики: профессора Арефьев И.Б. Покровская О.Д., доцент Пимоненко М.М., в области автоматизации коммерческих операций на железнодорожном транспорте профессор Юдникова Е.С.
Процент трудоустройства выпускников факультета в 2018 году составил 97%.
В процессе обучения на факультете студенты
- осваивают теорию и получают практические навыки управления перевозочным процессом (в том числе в международном сообщении) и защиты информационных потоков;
- изучают технологию, организацию и экономические основы работы транспортных организаций;
- осваивают методы проектирования транспортных объектов; технологию коммерческой и грузовой работы; гражданское и транспортное право;
- изучают менеджмент, маркетинг и биржевое дело, вопросы таможенного законодательства, информационные технологии в управленческой и коммерческой сферах деятельности транспорта, вопросы логистики и терминально-складского хозяйства, сервис на транспорте.
На факультете ведется успешная работа с зарубежными вузами (Германия, Финляндия) в образовательной и научной сферах. Выпускники факультета работают на руководящих и инженерно-технических должностях в структурных подразделениях и дочерних предприятиях крупнейшей транспортной компании России — ОАО «Российские железные дороги», других транспортных и логистических компаниях, различных коммерческих структурах, проектных и научно-исследовательских институтах.
-
Кафедра «Железнодорожные станции и узлы» (15)
Основные научные направления
- Определение путевого развития станций и разработка рациональных конструкций горловин (основоположник д.т.н., профессор П. В. Бартенев; ученики профессора П. В. Бартенева: д.т.н., профессор В. П. Парфенов; к.т.н., профессор В. С. Суходоев).
- Проектирование пассажирских и грузовых станций в крупных железнодорожных узлах (основоположник к.т.н., профессор С. И. Логинов; ученики профессора С. И. Логинова: д.т.н., профессор В. И. Смирнов, к.т.н., профессор П. К. Рыбин, к.т.н., доцент Е. Э. Червотенко, к.т.н. Е. Н. Кособокова).
- Проектирование станций специализированных железнодорожных магистралей (основоположник к.т.н., профессор В. С. Суходоев; ученики профессора В. С. Суходоева: к.т.н., доцент В. В. Костенко, к.т.н., доцент Н. В. Медведева).
- Оптимизация этапности развития железнодорожных станций и узлов (основоположник д.т.н., профессор Ю. И. Ефименко; ученики профессора Ю. И. Ефименко: к.т.н. Н. В. Тулякова, к.т.н., доцент Л. А. Олейникова, к.т.н., доцент М. В. Губарь, к.т.н., доцент Д. Н. Куклев, к.т.н. А. В. Сугоровский, к.т.н. М. В. Четчуев).
- Взаимодействие видов транспорта и развитие железнодорожной инфраструктуры, обслуживающей морские порты (основоположник к.т.н. П. К. Рыбин; ученики профессора П. К. Рыбина: к.т.н. В. В. Романов, к.т.н. Н. С. Комовкина).
-
Кафедра «Логистика и коммерческая работа» (24)
Основные задачи кафедры
- реализация на высоком научно-педагогическом уровне ОПОП ВО и программ ДПО;
- обеспечение соответствия ОПОП ВО требованиям законодательства Российской Федерации и других нормативных актов, регулирующих образовательную деятельность в сфере высшего образования, федеральных государственных образовательных стандартов, локальных нормативных актов Университета;
- организация учебного процесса по очной, очно-заочной и заочной формам обучения по закрепленным за кафедрой дисциплинам в соответствии с утвержденными учебными планами и рабочими программами дисциплин;
- осуществление учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности;
- обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров;
- подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре по научным специальностям 2.9.4. — «Управление процессами перевозок» и 2.9.9 «Логистические транспортные системы»;
- участие в международной деятельности.
-
Кафедра «Русский и иностранные языки» (24)
В 2019 году две кафедры — «Русский язык» и «Иностранные языки» — объединились в один коллектив, и в университете появилась кафедра «Русский и иностранные языки». Служение общему делу, солидарность в стремлении к знанию, понимание задач, которые ставит время перед коллективом кафедры, — всё это прочный фундамент, на котором основана наша работа и жизнь. Знание иностранного языка является конкурентным преимуществом молодого специалиста и залогом успеха, поэтому формирование и развитие у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для повседневного и делового общения, — одна из основных задач кафедры. Преподаватели кафедры работают со студентами очной и заочной форм обучения 1, 2, 3 и 4 курсов, а также с магистрантами и аспирантами. Для аспирантов и соискателей по всем специальностям и направлениям ПГУПС ведутся занятия по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку (английский). Студенты выпускных курсов получают возможность защищать дипломные проекты на иностранном языке.
Важную роль в становлении молодых специалистов играет русский язык. Из университета они выходят представителями технической интеллигенции России, которая должна осознавать себя носителем русской культуры, ответственной за то, чтобы эта культура не исчезла. Такие дисциплины, как «Русский язык и культура речи», «Русский язык и деловые коммуникации», «Практическая риторика» соответствуют традициям вуза, самому духу университета — высшего учебного заведения, где формируют целостное представление об окружающем мире, включая и систему национальных ценностей, к которым в первую очередь принадлежит язык.
На кафедре проходят обучение не только русские студенты, но и студенты, аспиранты, стажеры более чем из 20 стран мира.
-
Кафедра «Управление эксплуатационной работой» (20)
Профессорско-преподавательский состав кафедры в 2021 году
Благодарственное письмо ОАО «РЖД»
Основные направления научной деятельности
- Развитие риск-ориентрованного подхода к управлению перевозочным процессом на основе внедрения инновационных технологий;
- Совершенствование теории расчета плана формирования поездов;
- Оптимизация технологий перевозочного процесса и управление движением поездов;
- Общие принципы организации эксплуатации, технология и управление движением поездов на высокоскоростных магистралях;
- Развитие и эффективная эксплуатация комплексов информационных технологий на транспорте;
- Развитие транспорта в Санкт-Петербурге и др.
Партнеры кафедры
- Октябрьская железная дорога — филиал ОАО «РЖД»;
- Санкт-Петербургский информационно-вычислительный центр;
- Центральная дирекция управления движением — филиал ОАО «РЖД»;
- ОАО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте», дочернее предприятие ОАО «РЖД»;
- Департамент технической политики ОАО «РЖД»;
- Главный вычислительный центр — филиал ОАО «РЖД»;
- ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»).
- Развитие риск-ориентрованного подхода к управлению перевозочным процессом на основе внедрения инновационных технологий;
-
Кафедра «Физическая культура» (20)
Кафедра проводит учебную, учебно-методическую, спортивную, научно-методическую, спортивно-массовую работу со студентами (совместно со спортивным клубом), осуществляет хозяйственное обеспечение учебного процесса.
Кафедра решает ряд важных задач, среди которых:
- воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств;
- сохранение и укрепление здоровья;
- содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма занимающихся;
- физическая подготовка студентов и поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
- профессионально-прикладная физическая подготовка с учётом особенностей будущей трудовой деятельности и готовность к высокопроизводительному труду;
- приобретение необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;
- совершенствования спортивного мастерства студентов-спортсменов;
- воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
-
Экономика и менеджмент (128)
Факультет «Экономика и менеджмент» был основан в 1994 году и первоначально носил название «Экономика и социальное управление». Он расположен в историческом здании — Дворце Юсуповых на Фонтанке, построенном по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Это самый молодой и динамично развивающийся факультет Университета.
Однако многие кафедры факультета были созданы значительно раньше. Так, кафедра «Политическая экономия» (в настоящее время — «Экономическая теория») образована в 1931 году, кафедра «Экономика транспорта» — в 1934, а курс «Экономика транспорта» читался в Университете начиная с 1925 года.
Накопленный опыт преподавания социально-гуманитарных наук, традиции и академический потенциал старейшего транспортного вуза России стали основой для успешного развития нового факультета. В настоящее время на факультете «Экономика и менеджмент» обучается более 1200 студентов по очной форме обучения. Их подготовкой руководят свыше 150 квалифицированных преподавателей, среди которых 23 доктора наук и более 80 кандидатов наук. На факультете ведётся подготовка бакалавров и магистров по направлениям «Экономика», «Менеджмент» и «Психология».
В состав факультета входят выпускающие кафедры «Бухгалтерский учёт и аудит», «Менеджмент и маркетинг», «Прикладная психология», «Экономика и менеджмент в строительстве», «Экономика транспорта», а также кафедры общегуманитарного цикла «История, философия, политология и социология» и «Экономическая теория».
-
Кафедра «Экономика транспорта» (26)
Кафедра «Экономика транспорта»: 90 лет подготовки экономистов, инженер-экономистов, управленцев высшего уровня для российских и международных транспортных компаний.
В быстроменяющемся мире первоочередные изменения всегда касаются транспорта и логистики. Экономика и управление этими сферами деятельности достаточно уникальны, требуют особой подготовки, знаний и профессиональных навыков. Транспортно-логистический бизнес в нашей стране — это эффективная область деятельности с огромным прошлым и еще более масштабным будущим.
Не так много в России учебных заведений высшего образования, которые дают соответствующую квалификацию, а именно: «Экономика и управление транспортно-логистическим бизнесом» на всех уровнях образования: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Важно получить не просто высшее образование, но и пройти все уровни обучения до высшей научной квалификации. Именно это позволяет нам трудоустроить наших выпускников не только в транспортно-логистические компании, но и в проектные, научно-исследовательские организации.
И совсем мало учебных организаций, которые готовят новое поколение специалистов (бакалавров, магистров, аспирантов) по важнейшей для нашей страны деятельности — «Экономическая безопасность», потребность в которых сегодня велика как никогда. Мы готовим наших студентов по данному профилю для сложных и уникальных видов деятельности: контрольно-ревизионные подразделения транспортных компаний, борьба с экономическими преступлениями, защита бизнеса и информации.
Наши выпускники возглавляют крупнейшие транспортные компании России, являются лидерами логистического бизнеса, множества компаний на рынке транспортных услуг, при этом всегда поддерживают наших студентов и их будущее трудоустройство.
На кафедре ведется проектная работа и значимые для отрасли научные исследования, в которые обязательно вовлекаются наши студенты. Работают два диссертационных совета по транспорту и логистике, позволяющие нашим аспирантам подтверждать свои научные степени. Доктора экономических наук, профессора Журавлева Н.А., Казанская Л.Ф., Григорян М.Г. являются членами диссертационных советов.
С 2021 года появилась уникальная возможность для наших студентов — экономистов совместно со студентами инженерных специальностей работать в проектах Школы Инженерного Предпринимательства, получать федеральные и региональные гранты на разработку стартапов и приобретать важнейшие компетенции по организации и управлению новым инновационным бизнесом.
При этом, учиться на кафедре совершенно не скучно: у нас огромное количество творческих студий, возможности льготного посещения выставок, музеев, концертов — всего того, что дает уникальность культуры Санкт-Петербурга. Также студенты участвуют в мероприятиях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), Российской недели транспорта, международного отраслевого форума «TRANSTEC» и пр.
И для родителей! Вы всегда будете уверены, что сможете получить самую актуальную информацию о том, как проходит обучение: качество знаний, успеваемость, безопасность и все, о чем вы сможете поговорить с куратором, назначенным в каждую студенческую группу.
-
Кафедра «История и философия» (18)
Преподавание социальных и гуманитарных наук в ПГУПС — это почти вековая традиция, начавшаяся в 1923 году с создания первых кафедр: исторического материализма, пролетарской революции и политического строя РСФСР. Этап за этапом кафедра развивалась, вбирая опыт эпох: в 1947 году кафедра марксизма-ленинизма сменила кафедру «общественного минимума», а к 1964 году оформились самостоятельные кафедры для преподавания исторических и философских дисциплин. В 2014 г. кафедры «История» и «Философия, политология и социология» отметили полувековой юбилей, и в 2016 году произошло объединение кафедр, в 2025-м кафедра обрела современное название — «История и философия», сохранив преемственность и обогатив научный потенциал. Заведующим кафедрой стал кандидат исторических наук, доцент А.Г. Фирсов.
Кафедра гордится своими руководителями, чьи имена стали символами академической мудрости. Среди них — профессора П.Ф. Метельков, В.В. Ильин, В.П. Огородников. Кафедру «История» на протяжении 37 лет возглавлял доктор исторических наук, профессор, почетный железнодорожник СССР Владимир Валентинович Фортунатов.
Сегодня здесь работают 6 докторов и 10 кандидатов наук — эксперты, чьи знания формируют интеллектуальный фундамент университета.
Кафедра — центр научной мысли, где создаются учебные пособия федерального уровня и ведутся исследования по ключевым направлениям: история транспорта России, вклад выпускников ПГУПС в развитие Санкт-Петербурга и технологическое развитие страны, социальные и философские проблемы информационного общества, основы Российской государственности.
Кафедра обеспечивает преподавание дисциплин «История России», «История транспорта России», «Философия», «Социальное взаимодействие», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Культура, общество, политика» и «Основы российской государственности» для всех направлений и специальностей бакалавриата и специалитета. Для магистерских программ разработаны несколько дисциплин. С аспирантами и соискателями ПГУПС проводятся занятия по подготовке к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки», из числа преподавателей кафедры формируется экзаменационная комиссия. Преподаватели кафедры входят в состав региональных предметных комиссий Единого государственного экзамена по истории и по обществознанию.
Образовательный процесс выходит за рамки аудиторий: студенты посещают уникальные экспозиции музеев Санкт-Петербурга, работают с фондами Научно-технической библиотеки ПГУПС. Это позволяет соединить теорию с культурным наследием, воспитать не только специалистов, но и граждан с широким кругозором.
Высокий уровень преподавания, современные методики и научная база обеспечивают формирование ключевых компетенций, соответствующих государственным стандартам. Кафедра истории и философии ПГУПС — это мост между прошлым и будущим, где традиции служат основой для инноваций, а каждый студент становится частью великой истории науки.
-
Кафедра «Менеджмент и маркетинг» (24)
Кафедра готовит бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент», в том числе иностранных студентов.
На кафедре реализуются направления:
три образовательные программы подготовки бакалавров:
- «Бизнес-менеджмент»,
- «Маркетинг в цифровой среде»,
- «Управление человеческими ресурсами».
две образовательные программы подготовки магистров:
- «Стратегический менеджмент»,
- «Маркетинг и смарт-контракты в управлении закупками».
С возможностью продолжить обучение в аспирантуре.
С 2011 года осуществлен переход на образовательные стандарты третьего поколения.
В 2021 году произошел переход на образовательные стандарты 3++. Благодаря этому учебные планы и программы обучения полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образованию, которое отличается актуальностью и качеством предоставляемых знаний и навыков, необходимых для конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда.
Бизнес-образование в современном мире является одним из самых востребованных направлений подготовки кадров. Даже некоммерческие организации, не ставящие перед собой цель получения прибыли, всё равно стремятся к достижению успеха в решении стоящих перед ними задач, а для этого им требуется профессиональное управление, использующее самые передовые подходы.
Программы подготовки кафедры «Менеджмент и маркетинг» направлены на подготовку управленцев с новыми компетенциями для эффективной деятельности в условиях цифровой трансформации экономики и развития информационного общества.
Дисциплины бакалавриата ориентированы на формирование компетенций и навыков использования современных информационно-коммуникационных технологий в управленческой деятельности уже в процессе обучения.
Выпускники магистерских программ востребованы в транспортных и логистических компаниях, органах государственной и муниципальной власти. Выпускник способен вносить предложения по встраиванию организации в региональную транспортную экосистему, используя цифровые технологии, повысив тем самым эффективность бизнеса.
Выпускники кафедры «Менеджмент и маркетинг» востребованы в компаниях и могут успешно работать в маркетинговых, экономических, финансовых подразделениях и отделах управления человеческими ресурсами предприятий всех отраслей, в том числе:
- в экспедиторских и операторских компаниях в качестве менеджеров;
- на инфраструктурных предприятиях транспорта (автосервис, терминалы, мультмодальные перевозки и т.д.);
- в исследовательских организациях, занимающихся проблемами экономики и управления на транспорте, в учебных организациях;
- в банках и в других финансовых организациях.
В число работодателей входят:
- Управление Октябрьской железной дороги — филиала ОАО «РЖД»;
- ГУП «Петербургский метрополитен»;
- ОАО «Метрострой»;
- Октябрьская дирекция инфраструктуры ЦДИ — филиала ОАО «РЖД» и др.
Кафедра обладает обширной материальной базой для ведения современного образовательного процесса — это учебные лаборатории и аудитории многофункционального назначения, оснащенные современной компьютерной техникой и специальным программным обеспечением, базовая кафедра, которая находится в здании Московского вокзала.
Для эффективной работы со студентами кафедрой используются современные формы и методы обучения:
- проведение занятий в форме деловых игр, круглых столов;
- защиты курсовых работ в виде презентаций;
- дистанционное обучение;
- блочная система обучения.
Лучшие студенты проходят стажировку в Университете прикладных наук г. Штральзунда (Германия), в Сайменском университете прикладных наук г. Лаппеенранта (Финляндия) и на отечественных транспортных предприятиях.
Студенты старших курсов принимают участие в выполнении проектов по научным грантам, заказчиком которых является Октябрьская железная дорога, другие предприятия и организации Санкт-Петербурга и области.
За свою историю кафедра реализовывала различные гранты в области менеджмента и маркетинга. Одно из достижений кафедры — научно-исследовательская работа по гранту «Бенчмаркинг в образовательных системах».
Еще один реализованный проект международного уровня — TEMPUS «Расширение кооперации вузов России на основе внедрения дистанционного обучения для переподготовки кадров транспортного сектора», который был реализован задолго до массового внедрения дистанционных технологий в сфере образования и позволил кафедре в период пандемии оперативно перейти на дистанционный формат обучения без снижения качества образования.
Гранты реализуемые в 2021 году:
- «Создание методики обучения студентов в форме непрерывного и преемственного наращивания компетенций цифровой экономики, необходимых для их дальнейшей успешной, продуктивной и ответственной деятельности в ОАО „РЖД“».
- «Развитие направлений государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Карачаево-Черкесской Республики)».
На кафедре проводится повышение квалификации и переподготовка в дистанционной форме работников Октябрьской железной дороги в единой корпоративной автоматизированной системе управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР) и единой корпоративной автоматизированной системе управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР).
Кафедра является одной из крупнейших на факультете по количеству сотрудников. Сплоченный профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из докторов наук, кандидатов наук и старших преподавателей, которые стремятся в образовательном процессе не только максимально полно идоходчиво донести материл до студентов, но и сделать образовательный процесс максимально интересным, стараясь найти индивидуальный подход к каждому студенту. Доброжелательность и отзывчивость являются неотъемлемой частью высокого профессионализма профессорско-преподавательского состава кафедры.
Профессорско-преподавательский состав кафедры регулярно проходит повышения квалификации и стажировки для освоения инновационных способов построения образовательного процесса и решения поставленных перед кафедрой задач.
Накопленный профессиональный опыт и сложившиеся традиции на кафедре позволяют коллективу оптимально выстраивать учебный процесс, как в очном, так и в дистанционном формате.
Хорошее экономическое и управленческое образование — путь к успешному будущему!
-
Кафедра «Прикладная психология» (21)
Кафедра является выпускающей по направлению 37.03.01 «Психология», подготовка обучающихся полностью соответствует ФГОС классической подготовки бакалавров психологии (академический бакалавриат). Данное направление успешно прошло аккредитацию в 2018 году.
Выпускники кафедры могут работать в психологических, консалтинговых и кадровых службах, на предприятиях железнодорожного транспорта, в силовых ведомствах, в системе образования, в государственных и коммерческих отраслях, в исследовательских организациях, решающих проблемы, связанные с психологическими факторами жизни и деятельности человека и социальных групп в нормальных и экстремальных условиях.
Кафедра «Прикладная психология» известна своими теоретическими и прикладными исследованиями, регулярно организует и проводит национальные и международные конференции по актуальным проблемам общей, социальной, транспортной психологии, конфликтологии, в которых принимают участие ведущие ученые России и других стран.
Выпускники бакалавриата продолжают обучение в ведущих университетах России и Европы, таких, как СПбГУ, ГУ ВШЭ, Тюбингенский университет. Выпускница 2012 г. Алена Хапцова, победив в Международном конкурсе выпускных работ бакалавров, стала стипендиатом Фонда выпускников Оксфордского университета; выпускница 2017 г. Блинова Екатерина была удостоена стипендии Президента, отмечена приказом Министра транспорта, а в 2018 г. была награждена серебряной медалью за победу в первой Всероссийской студенческой профессиональной олимпиаде «Я-профессионал».
Российские железные дороги предоставляют широкие возможности трудоустройства, постоянно расширяя и совершенствуя собственную психологическую и кадровую службу.
Основные направления работы кафедры:
- обеспечение базовой подготовки всех выпускников университета в области психологии, педагогики, андрагогики;
- осуществление подготовки бакалавров по направлению «Психология»;
- освоение обучающимися следующих видов деятельности в области психологии:
- практическая,
- научно-исследовательская,
- педагогическая,
- организационно-управленческая;
- прохождение обучающимися 5 видов практики: учебная ознакомительная практика, общепрофессиональная практика, научно-производственная практика, педагогическая практика, преддипломная практика;
- базами для проведения практики обучающихся являются оздоровительный лагерь ДОЛ «Силандэ», лаборатория психофизиологического обеспечения НУЗ «Дорожная клиника», центр оценки персонала, мониторинга качества и молодежной политики РЖД, «Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», «Центр психосоматической нормализации» и другие;
- подготовка и переподготовка научно-педагогических кадров в области психологии, педагогики, в системе ИПК и аспирантуры;
- научно-исследовательская деятельность в области общей психологии, социальной психологии, психологии личности, психологии самоактуализации, психологии креативности, профессиональной адаптации, психологии способностей, психологических факторов обеспечения безопасности и надежности эргатических систем, психологии развития, педагогической психологии, транспортной психологии, психодиагностики, профориентации, психологии самосознания профессионала, профессионального выбора и профессионального становления, психологии труда, психологии карьеры, эргономики, психологии безопасности и деятельности в экстремальных условиях, психологии управления, лидерства и командообразования;
- разработка, написание и подготовка к печати учебных пособий, методических рекомендаций, монографий и других учебных, научных и методических публикаций;
- организация и проведение национальных и международных научных конференций с изданием сборников материалов по проблемам психологии, конфликтологии, взаимодействия и управления на железнодорожном транспорте и в других областях человеческой жизнедеятельности.
Для чего учиться на психолога?
- Чтобы узнать, как человек познаёт мир: что такое сознание и какие виды сознания существуют, как они работают; можем ли мы контролировать что-то, не осознавая этого; почему человеку так сложно поменять свои убеждения, даже если они не касаются важных вопросов; как возникают и работают иллюзии; как мы принимаем решения в ситуации неопределенности, как можно эффективно управлять временем своей жизни, развивать личностный потенциал, способности, эффективно обучаться и обучать других и многое другое.
- Чтобы найти ответы на самые важные и интересные вопросы о человеке, помочь себе и окружающим людям быть счастливыми!
-
Кафедра «Учёт и бизнес-анализ» (22)
-
Кафедра «Экономика и менеджмент в строительстве» (12)
Подготовка бакалавров и магистров на кафедре «Экономика и менеджмент в строительстве» включает профессиональное изучение и приобретение практических навыков принятия экономически обоснованных и эффективных управленческих решений по вопросам строительства, реконструкции и капитального ремонта.
В настоящее время на кафедре работают известные в отрасли практикующие специалисты высшей квалификации, 5 докторов и 11 кандидатов наук, 4 профессоров и 11 доцентов.
В основе рабочих учебных планов целый ряд авторских курсов и новых дисциплин, обеспечивающих практическую направленность обучения и качественное освоение компетенций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов в градостроительной деятельности, экономике предприятий и организаций в строительстве.
Характер подготовки и глубина освоения учебных дисциплин позволяют выпускникам кафедры успешно работать в линейных и функциональных подразделениях проектных, строительных, эксплуатационных и научно-исследовательских организациях любых организационно-правовых форм. Кроме того, экономисты-менеджеры успешно работают в органах государственного управления и местного самоуправления, а также в учреждениях образования (Университеты, Академии, Институты и т.п.).
Для более эффективной работы со студентами на кафедре созданы учебная лаборатория и аудитория многофункционального назначения, оснащенные современной компьютерной техникой. Кафедрой используются новые формы и методы обучения: защиты курсовых работ в виде презентаций в мультимедийной аудитории; проведение занятий в форме деловых игр, круглых столов; использование электронных образовательных ресурсов и дистанционное обучение; блочная система обучения.
Студенты принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности. На кафедре сформировалась Научная школа «Развитие теории и разработка методов управления экономическими рисками на основе цифровых технологий». Научно-исследовательские работы ведутся по широкому кругу направлений: Ценообразование и стоимостной инжиниринг в градостроительной деятельности; Проектный анализ и проектное управление в строительстве; Оценка экономической эффективности инвестиций; Управление риском потребности в дополнительном финансировании инвестиционных проектов в строительстве; Развитие контрактной системы закупок и способов определения поставщиков по критерию надежности; Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости и прав на них; Оценка эффективности инновационного развития предприятий и внедрения инновационных технологий.
-
Факультет безотрывных форм обучения (10)
<p>Заочная и очно-заочная формы обучения — это наиболее приемлемый вариант для современного человека, привыкшего к стремительному темпу жизни. А с современными методиками обучения качество образования на факультете безотрывных форм обучения удовлетворяет всем современным стандартам. Усовершенствованные методики и программы преподавания позволяют студенту получить все необходимые знания в полном объеме. Заочное обучение даёт возможность совмещать учебу и практику. К моменту получения диплома у студентов уже имеется солидный опыт работы.</p>
<p>Четыре вечера в неделю аудитории Университета заполняют студенты очно-заочной (вечерней) формы обучения. Для занятий используются все необходимые аудитории, лаборатории и компьютерные классы.</p>
<p>Выпускные квалификационные работы студентов имеют практическое применение. Многие выпускники факультета занимают ответственные должности на предприятиях транспортной и дорожно-строительной отраслей.</p>