Наука
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I — первый транспортный вуз России — был основан в 1809 г. И уже на протяжении двух столетий наш университет остается одним из ведущих транспортных и строительных высших учебных заведений страны.
Именно здесь, в Институте Корпуса инженеров путей сообщения (так в первые годы именовался ПГУПС), зародились и сформировались многие отечественные научные школы в области прикладной механики, гидравлики, гидротехники, строительной механики, проектирования и строительства мостов, портовых сооружений, железных дорог.
В настоящее время научно-исследовательская деятельность Университета характеризуется широким спектром научных направлений. В Университете сформировались более 30 научных школ, многие из которых входят в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга. Хочется особо отметить инициативу ОАО «РЖД» о выделении существенных грантов на развитие научно-педагогических школ в сфере железнодорожного транспорта, в числе победителей которых в 2015 году был и сотрудник нашего университета. Общее руководство планированием научной деятельности в вузе осуществляет первый проректор — проректор по научной работе. Организацию выполнения научно-исследовательских работ, внедрение разработок в производство, эффективное использование и развитие научной и экспериментально-производственной базы обеспечивают начальник научно-исследовательской части, заведующие кафедрами и руководители научных подразделений.
Структура научно-исследовательского комплекса университета включает в себя научно-исследовательские институты, научно-внедренческие центры, научно-исследовательские лаборатории. Научно-исследовательские подразделения и кафедры ПГУПС традиционно являются ведущими организациями в решении ряда научно-технических проблем железнодорожного транспорта, промышленного и гражданского строительства, других отраслей.
Традиционно на протяжении многих лет одним из наиболее значимых партнеров Университета является ОАО «Российские железные дороги». Под руководством и по проектам инженеров путей сообщения, выпускников Университета сооружены многие транспортные объекты страны, включая первую магистральную железную дорогу Петербург — Москва (1851 г.).
В 2014 году ученые и сотрудники университета единым мощным коллективом по заказу ОАО «Скоростные магистрали» выполнили масштабный проект по разработке специальных технических условий по проектированию и строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань со скоростями движения до 400 км/ч. Всего в данной работе приняли участие 92 сотрудника университета, 12 кафедр и научных подразделений. Завершение проекта в короткий период времени показало, что коллектив университета имеет огромный научный потенциал.