Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I ПГУПС
Учебные подразделения

Факультеты

Институты и центры

Филиалы

Администрация

Управления

Подразделения

История кафедры

В первые годы с момента основания Института Корпуса инженеров путей сообщения некоторые разделы прочностных дисциплин читались в рамках «Курса построений» и даже в курсах математики и механики.

Первый в России учебник по сопротивлению материалов был издан Н.Ф. Ястржембским в 1838 году, а раздел «Сопротивление материалов» вводится впервые М.С. Волковым. Позже в Институте корпуса инженеров путей сообщения читается строительная механика как самостоятельный курс. В учебный план уже входит курс прикладной теории упругости, а также статика сооружений. В разные годы здесь работали и вели инженерную деятельность такие выдающиеся ученые как: П.И.Собко, Н.А.Белелюбский, К.С.Куницкий, Ф.С.Ясинский, Л.Д.Проскуряков, А.Н.Митинский, Н.К.Снитко, Н.М.Беляев, А.П.Филин, А.С.Малиев и др.

28 января (10 февраля) 1854 года состоялось торжественное открытие Механической лаборатории, которая и поныне является гордостью кафедры и Университета. Это первая в Европе учебная и научная лаборатория по изучению прочностных и деформационных свойств материалов и элементов конструкций. Под руководством П.И.Собко здесь были разработаны первые методы испытания строительных материалов.

До 1930 года в состав Механической лаборатории входила мостоиспытательная станция. В её работе принимали участие известные учёные — профессора В.А.Гастев, С.В.Душечкин, Г.К.Евграфов, В.К.Качурин, В.И.Крыжановский, Г.П.Передерий. На основании обследований эксплуатируемых мостов были созданы научно обоснованные нормы для нагрузок и допускаемых напряжений и была проведена классификация мостов по их грузоподъёмности. По инициативе Н.М.Беляева в Институте вводится преподавание курса «Испытание мостов», в котором используются материалы, полученные на мостоиспытательной станции.

В последнее время лаборатория получила новый импульс своего развития. Было проведено переоснащение материально-технической базы лаборатории, выполнен капитальный ремонт помещений, закуплено новое современное испытательное оборудование как отечественного, так и импортного производства. Все это позволило после длительного перерыва вновь возродить лабораторию как ведущую испытательную лабораторию Северо-Западного региона. За последние годы лаборатория прошла аккредитацию при ФГУ «Тест — С-Петербург», Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, ЗАО «Санкт-Петербургская техническая экспертная компания» (СТЭК) и Системе сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте как ИЛ «Механическая лаборатория им. проф. Н.А.Белелюбского». В настоящее время квалифицированные специалисты лаборатории проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по различным направлениям.